В Красноярске арендаторы ТЦ могут рассчитывать на сравнительно худшие условия заключения договоров, чем их коллеги в иных городах

07.06.2015
849 +1
№ 1212
В 2015 году Красноярск станет аутсайдером среди российских городов с населением более 1 млн. человек по площади нового предложения торговой недвижимости. Всего за отчетный период в городе планируется ввести в эксплуатацию ТЦ общей площадью в20 тыс. кв. метров. Для сравнения лидирующей по данному значению в Самаре площадь новостроек составит 115 тыс. кв. метров.

На фоне нисходящего рыночного тренда минимальный объем нового предложения оказывается для Красноярска скорее благом, чем злом.

Незначительные объемы строительства снизят нисходящее давление на арендные ставки. Они же будут препятствовать росту доли вакантных площадей. Вместе с тем низкая активность девелоперов негативно скажется на условиях работы ритейлеров. Таковые на рынках с чрезмерным новым предложением получают от арендодателей лучшие условия заключения договоров. В условиях ухудшающейся экономической ситуации собственники ТЦ вынуждены идти на эти уступки стремясь сохранить конкурентоспособность на рынке.

В Красноярске ситуация несколько иная.

Помимо малых объемов ввода город характеризуется сравнительно высоким потенциалом развития розничной торговли, что обеспечивает высокий спрос на торговую недвижимость и оказывает восходящее давление на ключевые показатели рынка. Так средний доход жителя города составляет около 625 долларов в месяц. Для сравнения аутсайдером среди городов-миллионников является Волгоград, где среднемесячная зарплата горожан составляет около 500 долларов США. В лидирующем по данному значению Екатеринбурге доход населения составляетпримерно 850 долларов в месяц. На фоне сравнительно высокой заработной платы Красноярск характеризуется незначительной степенью обеспеченности населенияторговой недвижимостью. На каждую тысячу красноярцев приходится лишь около 280 кв. метров торговых площадей. В лидирующей по данному значению Самаре это же значение составляет 550 кв. метров. В Перми, аутсайдере рейтинга на тысячу горожан приходится 120 кв. метров торговой недвижимости.

Вышеозначенные показатели обеспечивают достаточно большой спрос на торговую недвижимость со стороны ритейлеров.

В данном контексте в исследовании компании Jones Lang LaSalle отмечается:

"Некоторые города России обладают высоким потенциалом для строительства качественной торговой недвижимости.Несмотря на то, что динамика ввода торговых центров в ближайшее время будет находиться под давлением рыночной ситуации, в долгосрочной перспективе в некоторых региональных городах возможен запуск новых проектов в связи с абсолютной не насыщенностьюлокального рынка и относительно высокой покупательной способностью. Качественные торговыецентры в таких городах, как Пермь, Казань, Красноярск, Омск, Хабаровск, Владивосток будут пользоваться спросом со стороны ритейлеров".

Вследствие вышеозначенного арендаторы торговой недвижимости в Красноярске могут рассчитывать на сравнительно худшие условия заключения договоров,чем их коллеги в городах обремененных чрезмерным предложением и низким рыночным потенциалом.

Вместе с тем в сравнительно лучшем положении оказываются собственники красноярских ТЦ. Таковые менее чем их коллеги из других городов вынуждены идти навстречу арендаторам. Для покупателей товаров ситуация нейтральна. Ведь их снижающиеся доходы и потребительская уверенность самостоятельно оказывают давление наритейлеров. Вследствие чего таковые вынуждены прибегать к различным методам стимуляции сбыта и менять концепцию развития. В данном контексте в исследовании компании Jones Lang LaSalle отмечается: "Общая макроэкономическая ситуация привела к переориентации потребительского спроса - покупатель стал более избирательным в совершаемых покупках. Такие форматы как дискаунтеры инебольшие магазины « у дома» низкого ценового сегментанаходятся в более выгодном положении. Магнит, Дикси и X5 Retail Group в 1-м квартале 2015 продолжили активно развивать формат магазинов «у дома», открыв 237, 143 и 169 магазинов соответственно.Операторы детских товаров не фиксировали снижения товарооборотов. И представители этого сегмента не остановили экспансию".

В целом же рынок торговой недвижимости Красноярска будет характеризоваться сравнительно большей устойчивостью, чем иные рынки. При этом текущая ситуация будет оказывать в равной степени нисходящее давление как на рядовых покупателей так и арендаторов и арендодателей ТЦ.

Автор публикации E-Агентство Promo