Право собственности на дом: регистрируем правильно

16.10.2018
1372 +1
№ 1983
Выпостроили жилой дом, причем неважно когда: вчера, несколько лет назад или полвека назад. Не забудьте о последнем важном шаге — регистрации права собственности на объект недвижимости.

Только зарегистрированную недвижимость можнопродавать, дарить, завещать, то есть в полном объеме пользоваться своими правами и возможностями.

Рассмотрим несколько жизненных ситуаций, в зависимости от того, какие документы у гражданина имеются на руках.

Разрешение на строительство ранее не было получено

Вы не получали разрешение на строительство своего объекта недвижимости. В этом случае вам необходимо направить уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта в орган государственной власти или орган местного самоуправления, который уполномочен на выдачу разрешений на строительство (отдел архитектуры).

Лучше это сделать сейчас, пока законом определен переходный период до 1 марта 2019 года. Уведомление следует направлять, даже если стройка находится на завершающей стадии, либо дом уже построен.

По завершении строительства владелец объекта в течение месяца должен направить уведомление об окончании строительства напрямую в органместного самоуправления (администрацию района, муниципального образования или поселковую администрацию) либо через МФЦ.

Разрешение на строительство выдавалось

Если Вы получали разрешение на строительство, то законом предусмотрена только необходимость уведомить об окончании строительства орган местного самоуправления (администрацию района, муниципального образования или поселковой администрации) либо отдел архитектуры.

К уведомлению и в первом, и во втором случае необходимо приложить технический план на дом (его готовит кадастровый инженер) и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности.

В свою очередь отделы архитектуры обязаны выдать документ о соответствии либо о несоответствии возведенной постройки требованиям законодательства. Делают они это в течение семи рабочих дней.

Далее отдел архитектуры самостоятельно направляет документы в Росреестр для регистрации права собственности, самому владельцу это делать не требуется.

В итоге после регистрации права собственности гражданин получит от органа местного самоуправления выписку, подтверждающую регистрацию права на недвижимое имущество.