Совет по правам человека: в РФ нужна дорожная карта по решению проблем дольщиков самостроев

24.09.2018
4783 +1
№ 7852
Представители организации озвучили целый ряд требований к региональным и федеральным властям. А поводом послужила ситуация с долгостроем в Геленджике (Краснодарский край) по улице Красногвардейской, 79.

14-этажный дом на 440 квартир на арендованном участке строился в 2011 по 2013 годы сразу с несколькими нарушениями:

• без утвержденной в установленном порядке проектной документации,

• без положительного заключения государственной экспертизы,

• без получения разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка.

Ранее региональное управление Росимущества эту землю передало в аренду ООО «Торгово-промышленная компания «Арком-центр» для размещения лабораторного корпуса. Участок имел соответствующий вид разрешенного использования. По договору об уступке права требования от 20 ноября 2011 года арендатором стал частный застройщик. Здание лабораторного корпуса было снесено, и началось строительство дома.

Впрочем, годом ранее Дума муниципалитета указанный участок отнесла к зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3). А в 2012 году жители соседнего дома №83 предоставили согласие на строительство многоэтажки и получили денежную компенсацию за причиняемые неудобства.

С декабря 2011-го по ноябрь 2014 года управление государственного строительного надзора Краснодарского края неоднократно проводило проверки объекта. Специалисты ведомства, а также правоохранители выявляли нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, составляли протоколы об административных правонарушениях, назначали штрафы, выдавали предписания об их устранении.

Для пресечения самовольного строительства информацию направляли в администрацию города, прокуратуру и СУ СК России по Краснодарскому краю.

Росимущество обратилось в Геленджикский городской суд с требованием к застройщику о сносе самостроя, взыскании долгов по аренде и расторжении договора аренды. Застройщик же обратился со встречным иском о признании права собственности на дом.

Решением городского суда от 15 ноября 2013 года исковые требования Росимущества были удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано. Но судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда 14 января 2014 года это решение отменила и вынесла новое: об отказе в иске Росимущества и удовлетворении встречного иска.

Президиум Краснодарского краевого суда 10 июня 2015 года апелляционное определение отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

Впоследствии двумя постановлениями Верховного Суда РФ все судебные акты были отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где и рассматривается до сих пор.

По информации жителей дома, после этого были распроданы оставшиеся квартиры. Для многих из граждан данное жилье является единственным. При покупке жилых помещений на них не было зарегистрировано обременений в ЕГРН.

В 2015 году застройщику выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям (ОАО «НЭСК-Электросети») и на подключение к центральной системе водоснабжения и водоотведения (МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство»).

Как отмечают представители Совета по правам человека, власти Геленджика предложили жителям недостроенного дома за свой счет отремонтировать асфальт по улице Заставной в обмен на прекращение судебных споров.

Асфальтовое покрытие было заменено, однако дом, находящийся в высокой степени готовности, так и не был достроен и в эксплуатацию не введен.

Несмотря на это, управление Росреестра по Краснодарскому краю выдало владельцам квартир несколько десятков свидетельств о государственной регистрации права собственности. Более 60 человек зарегистрировались там по месту жительства.

Проанализировав ситуацию, представители Совета приняли ряд рекомендаций, касающихся не только данного самостроя, но и остальных нелегальных зданий на территории всего Краснодарского края и даже России.

Обращение СПЧ относится сразу к нескольким ведомствам.

Так, администрации Геленджика рекомендовано инициировать проведение судебно-строительной экспертизы состояния данного жилого дома, возможности его присоединения к коммунальным сетям и введения в эксплуатацию, наличия аварийных деформаций несущих и ограждающих конструкций, необходимости проведения работ по их усилению или замене и возможного наличия угроз для жизни и здоровья граждан.

При наличии проектной документации провести ее государственную экспертизу. В случае соответствия дома требованиям и нормам — отозвать из суда исковое заявление о сносе и принять объект в эксплуатацию.

Прокуратуре края совместно с профильными органами исполнительной власти, органами государственного надзора и местного самоуправления нужно провести проверку осуществления муниципальными властями земельного контроля и контроля в градостроительной сфере. А по объектам, предусматривающим ведение государственного строительного надзора, — также проверку его осуществления, выявив все многоквартирные дома, имеющие признаки самовольного строительства, проживание в которых опасно для жизни и здоровья граждан.

В случае выявления бездействия органов власти принять меры прокурорского реагирования, чтобы не допустить эксплуатацию таких домов и обеспечить их снос.

Государственной Думе рекомендовано рассмотреть возможности:

- усиления административной ответственности по ст. 9.5. КоАП РФ, санкция по которой составляет сейчас символические денежные суммы по сравнению со стоимостью неправомерно возводимой недвижимости;

- законодательного закрепления принципа, что каждое судебное решение о сносе многоквартирного дома является поводом для проверки деятельности местной администрации.

Минстрою России и администрации Краснодарского края посоветовали рассмотреть возможность принятия «дорожной карты» по решению проблемы многоквартирных самостроев.

Она предусматривает:

• создание межведомственной рабочей группы,

• реестра многоквартирных самостроев и пострадавших граждан,

• проведение межведомственной экспертизы строительного, инженерно-технического и санитарно-эпидемиологического состояния каждого дома,

• в случае пригодности по результатам экспертизы многоквартирного дома к проживанию и ненарушения его строительством прав других лиц — заключение мирового соглашения в суде либо в ходе исполнительного производства,

• подбор добросовестного застройщика (застройщиков), готового в счет предоставления ему земельного участка под коммерчески привлекательный объект расселить граждан из признанного непригодным к проживанию самостроя,

• при необходимости сноса дома — подбор для малообеспеченных выселяемых граждан, не имеющих другого жилья и средств на его приобретение, других жилых помещений за счет маневренного фонда.

Автор публикации Real estate

Похожие публикации