Обсудили широкий спектр вопросов

14.10.2019
4885 +1
№ 8269

10 октября в Далматовском районе Курганской области при участии представителей Управления Росреестра по Курганской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, налоговых органов и иных ведомств состоялся «День Управления» для глав и специалистов муниципальных образований Далматовского района.

Перечень вопросов,как обычно, широк: правоприменительная практика в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования, актуальные вопросы признания права муниципальной собственности на бесхозяйственное имущество и многое другое.

Особый интерес у представителей органов местного самоуправления Далматовского района вызвал вопрос, связанный с проблемой фактически не существующих зданий (как правило, это индивидуальные жилые дома), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в рамках государственных контрактов как о ранее учтенных на основании данныхархивов БТИ. Причины могут быть разные (уничтожены пожарами, разобраны, разрушились, демонтированы и т.п.), но документы, подтверждающие факт прекращения их существования, отсутствуют.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документом, подтверждающим прекращение существования таких зданий (жилых домов) является Акт обследования. При этом, лиц, заинтересованных в подготовке таких актов обследования, нет. Как правило, жители таких домов либо умерли, а наследников также нет, либо не вступили в наследство, тем более – на фактически не существующее имущество.

Исходя из положений статей 14 и 15 Закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления также не могут выступать заказчиками подготовки необходимых для снятия с учета актов обследования.

В целях разрешения обозначенной проблемной ситуацииУправление предложило алгоритм действий по снятию с государственного кадастрового учета фактически не существующих ОКС.В частности, решение проблемы представляется возможным следующими способами.

1) Органу местного самоуправления представить в Управление документы, свидетельствующие о ликвидации/уничтожении таких ОКС до 01.01.2013 (например, справка органов государственного пожарного надзора, документы МЧС о наличии чрезвычайной ситуации и т.п.).

Полученные документы (сведения) будут анализироваться на заседаниях рабочей группы, созданной Управлением и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в целях повышения качества данных ЕГРН, к участию в которых привлекаются представители органов технической инвентаризации, на предмет достаточности информации для квалификации таких ОКС как ошибочно внесенных в ЕГРН и возможности принятия решения об исключении сведений об ОКС из кадастра недвижимости ЕГРН путем исправления технической ошибки на основании протокола рабочей группы.

2) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, на которых расположен ОКС, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.01.2013, отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой ОКС, орган местного самоуправления может обратиться с заявлением о снятии ОКС с государственного кадастрового учета с приложением:

- правоустанавливающего документа на ОКС (например, орган местного самоуправления районного уровня может представить документ, подтверждающий возникновение права муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»);

- акта обследования, подтверждающего факт отсутствия существования ОКС.

3) Орган местного самоуправления при выявлении фактического отсутствия ОКС обращается в суд с исковым заявлением об исключении из кадастра недвижимости ЕГРН сведений об ОКС, прекративших свое существование, с предоставлением документов (материалов), свидетельствующих о ликвидации (сносе/уничтожении) таких ОКС и имеющихся в распоряжении данных органов, и привлечением территориального органа Росреестра к участию в деле в качестве третьего лица.

Копия судебного акта, обязывающего в резолютивной части орган регистрации прав совершить соответствующие действия в отношении указанных в нем объектов недвижимости, в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ направляется лицам, участвовавшим в деле и является основанием для снятия с государственного кадастрового учета ОКС без представления заявления органа местного самоуправления.

В заключение все участники «Дня Управления» дали положительную оценку итогам мероприятия.

Похожие публикации