Муниципальный земельный контроль в Курганской области: положительная динамика и трудности в развитии
Управление Росреестра по Курганской области с 2012 года занимается активизацией муниципального земельного контроля (МЗК), специалисты, осуществляющие функции муниципального земельного контроля, проводят проверки соблюдения земельного законодательства, устанавливают наличие или отсутствие нарушений в указанной сфере.
В настоящее время в Курганской области назначено 75 уполномоченных лиц, которые осуществляют МЗК (в 2017 - 74). За 5 месяцев 2018 года органами муниципального земельного контроля в Управление представлено на рассмотрение 307 материалов о нарушениях земельного законодательства (84,8% к АППГ – 362), по данным материалам 41 лицо привлечено к административной ответственности либо им объявлено устное замечание (51,3% к АППГ – 80), наложены административные штрафы на сумму 210 тыс. руб. (52,5% к АППГ – 400 тыс. руб.), взыскано 185,3 тыс. руб. (65% к АППГ – 285,2 тыс. руб.).
Малоснежная, но холодная зима снизила количество проведенных МЗК проверок. Однако впереди возможность наверстать достигнутые в предыдущий год показатели.
На текущий момент Управлением заключено 287 соглашений с муниципальными образованиями о взаимодействии и оказании методической помощи при осуществлении МЗК.
Согласно предоставленным статистическим данным с высокой нагрузкой работают специалисты МЗК в Сафакулевском, Альменевском, Макушинском, Куртамышском, Шатровском, Мишкинском, Шумихинском районах, городе Кургане, Мокроусовском, Юргамышском, Катайском, Шадринском районах. Достижение таких результатов не возможно без грамотной и слаженной работы начальников и специалистов территориальных отделов Управления, обслуживающих данные муниципальные образования.
Вместе с тем, в большинстве районов Курганской области имеются проблемы организации осуществления контрольно-надзорных полномочий, специалисты МЗК работают в недостаточных объемах для получения положительных результатов в начале года. Управлением проведена большая работа по информированию органов местного самоуправления о порядке осуществления контрольных функций через средства массовой информации и при проведении рабочих встреч. Но, несмотря на приложенные со стороны Управления усилия, многие муниципальные образования так и не приступили к осуществлению своих обязанностей в полном объеме (Белозерский, Варгашинский, Лебяжьевский, Петуховский, Половинский, Притобольный, Целинный и Частоозерский районы), либо работают с недостаточной нагрузкой на специалиста МЗК (Звериноголовский и Далматовские районы).
Как показала в предыдущие годы практика Варгашинского района, самой оптимальной схемой организации МЗК является передача полномочий по осуществлению контрольных функций из сельских муниципальных образований в администрации районов. В этом случае МЗК финансируется за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджетов сельских поселений в бюджет района на основании соглашений между органами местного самоуправления поселений и администрацией района о делегировании части полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Это позволяет администрациям принимать в свой штат сотрудников, основной обязанностью которых является проведение проверок на территории района. Данная практика доводится сотрудниками Управления до глав муниципальных образований при проведении рабочих встреч и совместных совещаний. Кроме того, такая схема реализации полномочий в сфере МЗК повышает эффективность работы специалистов органов местного самоуправления.
Стоит отметить, что в Курганской области налаживается работа органов местного самоуправления по МЗК, наблюдается положительная динамика. Но показатели деятельности в этой сфере на территории региона неравномерны, а их нивелирование, путем повышения данных отстающих - резерв в развитии МЗК.