1 января 2021 года должен был вступить в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

28.12.2020
5307 +1
№ 8922
1 января 2021 года должен был вступить в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако сроки введения в действие отодвинули, поскольку работа над ним еще не закончена.

Первая редакция нового КоАП была представлена Минюстом РФ для общественного обсуждения 30 января этого года.

Необходимость реформирования действующего КоАП, принятого еще в 2001 году,назрела давно. За истекший период в него было внесено более 620 поправок, а общее число изменений превысило 4800.

В связи с этим, как отмечаетсяв Концепции нового КоАП, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированием контрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риск-ориентированного подхода.

Наиболее заметно структурное отличие нового КоАП от старого – в нем теперь три раздела вместо четырех. Из КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проект нового КоАП предусматривает положения, направленные на обеспечение назначения справедливых и соразмерных совершенному административному правонарушению административных наказаний. Так, предусмотрено правило, согласно которому за впервые совершенное административное правонарушение, не являющееся грубым, назначается административный штраф, а более строгие основные и дополнительные административные наказания, установленные санкцией соответствующей нормы Особенной части КоАП, могут применяться только в случае совершения повторного административного правонарушения.

Проект нового КоАП расширяет практику назначения административного наказания в виде предупреждения. В целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, проектом нового КоАП предлагается распространить механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников.

Предусматривается увеличение случаев, в которых возможна уплата административного штрафа в размере половины от наложенного административного штрафа.

Отдельной главой проекта нового КоАП подробно урегулированы вопросы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних.

В новом КоАП предусмотрено сокращение предельных сроков административного наказания в виде обязательных работ – с 200 до 60 часов. Также расширен перечень лиц, к которым не применяются административные наказания в виде административного ареста и обязательных работ.

Также будет предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований и за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Установление ответственности на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в данных сферах.

Концепции нового КоАП предлагается рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации. А при отсутствии у привлекаемого в ответственности лица адвоката предлагается закрепить возможность оказания юридической помощи бесплатно, путем его назначения по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

«В целом работа по совершенствованию института административной ответственности направлена натрансформацию его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические меры не имели должного воздействия», - считает начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Курганской области Елена Толмачева.

Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

Похожие публикации