Настрой на позитив: пять актуальных тенденций на рынке офисной недвижимости
1. Оптимизация бюджетов = новые арендаторы
В условиях кризиса компании более тщательно планируют расходы. Многие сейчас не готовы переплачивать за ненужные опции и стремятся подобрать новые либо альтернативные помещения для размещения офисов, где без потери комфорта и статуса можно разместиться на более привлекательных условиях. Речь идет не обязательно о снижении арендной платы, но получении за те же деньги помещений большей площади, или дополнительных бонусов в виде, например, бесплатных парковочных мест для сотрудников. Это обычный процесс, наблюдающийся и в более благоприятные времена, но в ситуации, когда экономика подвержена негативному влиянию, он проявляется ярче обычного, поскольку число компаний, ищущих способы оптимизировать затраты, возрастает.
2. Смена локации = возможности для бизнес-центров у ТТК
Вторая тенденция также отчетливо проявилась именно в кризис, хотя, по сути, децентрализация офисной недвижимости началась несколькими годами ранее. В этом процессе сыграли роль и расширение границ Москвы, и редевелопмент промзон, и транспортные особенности столицы. Все эти факторы привели к тому, что компании меняют локацию, переезжая из офисов, находящихся ближе к центру. В качестве иллюстрации этого тренда, можно привести пример переезда компаний CompuTel и Expert Solutions из офисных зданий в центре Москвы в Деловой квартал «Симоновский», реализующийся в районе м.Автозаводская.
Примером, подтверждающим общий тренд, может также служить и строительство делового центра на Коммунарке. Планируется, что здесь будут находиться префектура ТиНАО и некоторые ведомства, откроется МФЦ. Помимо госорганов, на 3 млн кв. м планируют разместить офисы компания «Фармстандарт», образовательный кластер на базе Национального исследовательского технологического университета МИСиС и многие другие компании.
3. Рост компаний = расширение офисов
Впрочем, далеко не для всех компаний кризис стал временем трудностей. Напротив, есть сегменты, в которых отмечается рост, что отражается и на потребностях в дополнительном персонале и офисных помещениях. Прежде всего, это российские компании и представительства иностранных компаний, работающих в IT–секторе.
- Так, например, растущей компании Crazy Panda – одному из ведущих разработчиков мобильных и социальных игр в России, новый офис потребовался в начале 2015 года. Логичным продолжением стал в переезд в новый корпус бизнес-центра «Омега-2», расположенного в ДК «Симоновский».
4. Выигрывают проекты с инфраструктурой
Все чаще, выбирая новую локацию, арендаторы предпочитают не отдельно стоящее здание, а комплексные проекты, дающие больше возможностей для развития бизнеса и обеспечения комфорта для сотрудников. При грамотном подходе к подбору арендаторов, дополняющих друг друга, оказывающих услуги в смежных сферах, пул арендаторов может стать дополнительным преимуществом проекта. Так, крупная компания может отдать часть функций на аутсорсинг, а вокруг нее, в свою очередь, сформируется целая группа работающих в секторе b2b фирм.
- Развитая инфраструктура позволяет решать многие задачи комплексно и быстрее, поскольку нет необходимости тратить время на перемещение сотрудников и документов по городу, а, например, проводить встречи и переговоры, не выезжая за пределы делового квартала.
- Для сотрудников наличие инфраструктуры означает возможность пообедать, недалеко от офиса, сделать покупки, оплатить счета в банке или посвятить обеденное время уходу за собой.
Так, на юго-западе Москвы вокруг головного офиса «Газпрома» сформировался уже целый деловой район. Большинство арендаторов либо сотрудничают с газовым гигантом, либо аффилированы с ним.
5. Введение платной парковки в центре Москвы увеличивает значимость наличия паркинга для арендатора
С введением платной парковки в столице в пределах ТТК наличие собственного паркинга стало приобретать большую значимость. Всё больше компаний при заключении договоров хотят иметь гарантию того, что автомобили руководства и обычных сотрудников будут с комфортом размещены без риска получения штрафов. В таких проектах как ДК «Симоновский», где на территорию приходится 2000 м/м, это хорошая дополнительная возможность подчеркнуть свои преимущества. Кроме того, для бизнес-центров, расположенных за пределами ТТК, такой тренд также даёт дополнительный шанс привлечь арендатора.
Резюмируя, можно отметить, что любые процессы, как позитивные, так и негативные, но не стагнация, подстегивает развитие рынка или трансформирует его, заставляя компании либо оптимизировать бюджеты и арендуемые площади, либо, используя текущую конъюнктуру, обеспечивать себя более высокими по уровню и качеству площадями.