Рынок торговой недвижимости Барнаула – низкий потенциал, но большое предложение

20.12.2014
1190 +1
№ 1030
Огромный объем нового предложения, и негативный экономический фон создают отличные возможности для входа или улучшения своих позиций на рынкеторговой недвижимости Барнаула. Речь идет как о заключении длительных договоров аренды с фиксацией арендных ставок, так и переезду в лучшие помещения за счет использования конкурентоспособных предложений в новых ТЦ. Вместе с тем осуществлять данные действия стоит с оглядкой на возможности самого рынка. Таковой продолжает характеризоваться одним из наименьших потенциалов для развития.

Рассмотрим текущую рыночную ситуацию более детально.

Барнаул относится к городам с населением менее 1 млн. человек.

  • Эти города со сравнительно не большим потенциальным спросом лидируют в России по объему ввода торговой недвижимостив 2014 году.
  • Всего в данных населенных пунктах возводится 36% от общего объема ТЦ.
  • Для сравнения на города "миллионники" приходится 31% всего предложения.
  • Оставшуюся часть вбирают Москва и Санкт-Петербург.
  • На этом фоне сам Барнаул лидирует среди небольших городов по объему ввода торговой недвижимости. Об этом сообщается в исследовании компании Jones Lang LaSalle.

Там же детализируется:

"ВБарнаулеожидаетсянаибольшийприрост качественныхплощадейвэтомгоду средигородовс населениемменеемиллионачеловек.В4-мквартале 2014годазаявленооткрытие такихобъектовкак«Арена» (95 тыс. кв. м) и «Праздничный» (11 тыс. кв. м)".

При общем объеме нового предложения в размере 106 тыс. кв. метров Барнаул обладает одним из наименьших потенциалов развития торговой недвижимости. Обуславливается это по большей степени двумя ключевыми показателями: доходом на душу населения и обеспеченностью торговой недвижимостью. Так жители Барнаула зарабатывают в среднем около 6 тыс. долларов в год. Меньше получают лишь жители Саратова, где аналогичное значение составляет около 5500 долларов. Для сравнения в лидирующей по уровню доходов Тюмени средневзвешенный уровень дохода на душу населения составляет около 13500 долларов.

Вполне понятно, что чем меньше уровень дохода, тем ниже покупательская способность, а следовательно и предпосылки для строительства новых объектов торговой недвижимости. Обеспеченность таковой жителей Барнаула уже и таквелика. Так в среднем на 1 тыс. горожан приходится около 380 кв. метров торговых площадей.

Большими значениями среди городов с населением до 1 млн. человек могут похвастаться лишь:

Однако в них же намного больше уровень доходов населения и меньше объем ввода торговой недвижимости, что делает данные рынки более перспективными для развития новых проектов. Например, в лидирующем по объему обеспечения торговой недвижимостью Краснодаре средний доход населения составляет около 9300 долларов в год. При этом значительными объемами ввода торговой недвижимости город в текущем году не отметился. Всего же в городе на 1 тыс. жителей приходится около 850 кв.метров торговых площадей.

Вся вышеозначенная ситуация развивается на фоне общего замедления розничных продаж в России, что создает нисходящее давление на рынок торговой недвижимости.

В данном контексте в исследовании компании Jones Lang LaSalle отмечается:

"По данным Oxford Economics, прогноз роста товарооборота в 2014 году в России один из самых низких среди европейских стран (0,9%). Среднеевропейский показатель составляет 2%. Это связано не только с увеличением стоимости импортируемых товаров в связи с самостоятельно наложенными санкциями и девальвацией рубля, но также с давлением на рост заработной платы и, как следствие, располагаемых доходов".

Общее негативное давление на рынок частично уравнивает Барнаул в числе иных городов России. Однако сочетание минимальных доходов,максимального ввода и обеспеченностью торговой недвижимостью создают на местном рынке уникальную ситуацию. Насколько местным участникам рынка удастся ее обратить в свою пользу,покажет ближайшее время.

Автор публикации E-Агентство Promo