Пермь признана наиболее перспективным в России городом для развития торговой недвижимости
Там же детализируется:
"Необходимо отметить, что в настоящее время наиболее привлекательным для девелопмента является рынок Перми, емкость которого достаточна для реализации нескольких торговых центров регионального формата".
- Высоким потенциалом для строительства ТЦ обладают так же Москва и Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Омск, Владивосток.
- Для сравнения к городам с "нейтральным потенциалом" развития относятся Барнаул, Мурманск, Архангельск.
- "Минимальным потенциалом" обладают, Сочи, Рязань, Краснодар, Самара, Ярославль и Сургут.
На этом фоне прогнозируемые объемы ввода торговой недвижимости в Перми сравнительно не велики.
В 2015 году на территории города планируется построить лишь один ТЦ. Его GBA площадь равняется 110 тыс. кв. метров, в то время как площадь GLA составляет 82500 кв. метров. Для сравнения в Курске общая площадь двух новых ТЦ составит 370 тыс. кв. метров. В Красноярске и Челябинске это же значение будет равняться соответственно 239600 и 222000 кв. метров. Почти столько же сколько в Перми построят торговой недвижимости в Туле, где общая площадь единственного нового ТЦ составит 105 тыс. кв. метров. В Москве площадь новостроек превысит 600 тыс. кв. метров.
Как видим усилия, осуществляемые девелоперами на рынке торговой недвижимости Перми,не соответствуют его потенциалу. Отчасти это обуславливается кризисом, частично - слабой оперативностью реализации девелоперских проектов в России.
В данном контексте в исследовании компании Colliers International отмечается:
"В случае сохранения неблагоприятного делового климата в 2015 г. в эксплуатацию будет введено не более 65% заявленных площадей. При дальнейшем ухудшении экономической ситуации строительство региональных проектов будет приостанавливаться, а прирост предложения — корректироваться в сторону уменьшения. Таким образом, объем заявленных 4 млн качественных торговых площадей может быть перераспределен на ближайшие несколько лет".
Однако, даже при подобных темпах рынок города будет насыщен качественным предложением через 2-3 года. Это существенно улучшит обеспечение товарами жителей города. Что нельзя сказать о прочих районах Пермской области. Крупные игроки, как правило, не осваивают сельские районы, удаленные от крупных городов. Вследствие чего их экспансия в Пермь улучшит обеспечение товарами лишь жителей сопредельных с городом населенных пунктов. Как правило ТЦ обслуживают население в пределах до 100 км. от места своего расположения.
В данном контексте повышается роль региональных девелоперов и торговых сетей.
Таковые являются движущей силой строительства торговой недвижимости в удаленных регионах. Вместе с тем осуществление подобных действий зачастую сопряжено с высокими финансовыми рисками. С учетом высокого социального значения развития торговых сетей деятельность таковых праве поддерживать местная администрация. Как правило, это заключается в содействии строительству складских комплексов или самих торговых точек. Для этого их,по возможности,обременяют различными общественными функциями. Речь идет о кинотеатрах, досуговых и спортивных центрах и т.д. Будет ли налажено сотрудничество бизнеса и властей в данном направлении покажет ближайшее время. Пока же жители Пермской области зачастую вынуждены отправляться за "крупными покупками" в Пермь.