25 марта в Санкт-Петербурге прошла закрытая конференция «Жилая недвижимость: рецепты выживания»
В качестве спикеров в мероприятии приняли участие представители компанииMaris в ассоциации с CBRE, «Главстрой-СПб, «БФА Банк»,«Сбербанк», «БФА Девелопмент», O2 Group, «Отделстрой», «Петрополь», «УК «КВС», «Л1», «ЛСР. Недвижимость–Северо-Запад», «Еврострой», УК «Теорема», «Петрополь», «NCC Жилищное строительство». Модерировала мероприятие Майя Петрова, партнер юридической фирмы «Борениус».
Как отмечает Наталия Киреева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE,любой кризис несет в себе новые возможности для игроков рынка.Те компании, которые пережили 2008 год, смогли укрепить свои позиции и сейчас у них есть четкое понимание как надо действовать. При этом эксперт отмечает, что в прошлой, и нынешней ситуациях есть серьезные различия: «Сравнивать 2008 и текущий год сложно, причины возникновения кризисов разные, но его проявления – идентичны: сокращение и удорожание проектного финансирования, рост ставок по ипотеке, сокращение доходов населения. По нашим прогнозам в ближайший год ожидается перенос сроков ввода строящихся домов, снижение покупательского спроса от 20 до 40%, снижение объемов ввода жилья. Особенность текущего кризиса в том, что обвал рынка и, в первую очередь, цен не прогнозируется, но стагнация будет иметь затяжной характер».
В ходе встречи участники события обсудили возможности работы компаний в непростых экономических условиях, рассмотрели наиболее эффективные способы финансирования проектов. Комментирует Майя Петрова: «Рынок требует четких и инновационных решений, принятых с учетом меняющихся условий ведения бизнеса. Лучше всего сейчас ориентируются в ситуации компании уже испытавшие на себе бремя кризиса 2008 года и успешно его пережившие. У них есть понимание того, какие стратегии взаимодействия оказываются наиболее эффективными, и такая информация полезна всем участникам рынка. Застройщики признают, что в настоящее время это «рынок покупателя» и готовы учитывать как глубинные потребности клиентов, так и предлагать им гибкие инструменты оплаты, включая: рассрочку, ипотеку с субсидированной процентной ставкой и зачет имеющегося жилья, при наличии партнерских программ с банками и агентствами недвижимости. После временного приостановления выдачи ипотечных кредитов в конце 2014 года и последующего существенного повышения процентной ставки в начале 2015 года, покупатели заняли позицию ожидания, а застройщики столкнулись с проблемами привлечения финансирования. С утверждением 20 марта 2015 года Правительством РФсубсидированной процентной ставки по ипотечным кредитам в размере 12%, ипотека снова может стать более доступной и помочь застройщикам увеличить объем продаж жилья».
Оптимизация работы и сокращение издержек компании, грамотная работа с покупателями, планомерная выстроенная работа по привлечению финансирования – это лишь немногие факторы, которые позволят строительным компаниям чувствовать себя в кризис на плаву. Безусловно, еще у каждой компании есть свои секреты, о которых будут знать только они. Но, как отметили спикеры, самое главное – иметь возможность подготовиться к ситуации и правильно выстроить стратегию, трезво оценить свои возможности.
Один из участников мероприятия Александр Свинолобов, директор по развитию «NCC Жилищное строительство», рассказал, какие обстоятельства позволяют им чувствовать себя комфортно в текущей обстановке: «В основе стратегии NCC лежит устойчивое развитие. В России, как и в любой другой стране нашего присутствия, мы очень внимательно следим за ситуацией и трендами на рынке, «самочувствием» потребителя и уточняем наши действия и планы в зависимости от них. Залогом устойчивости в сложившихся условиях является то, что все наши проекты были начаты на собственные инвестиции NCC, и сейчас их уверенно можно назвать экономически самостоятельными. Кроме этого, мы всегда реализуем проекты поступательно, то есть строительство ведется последовательно: очередь за очередью. Это позволяет нам плавно реагировать на изменения на рынке и эффективно управлять сроками проекта без ущерба интересам, как клиентов, так и компании».