Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL: Проекты комплексного освоения территорий: в черте города или за его пределами?

29.12.2014
5004 +1
№ 1037

Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL: Проекты комплексного освоения территорий:в черте города или за его пределами?

Сегодня правительство города уже не делает ставку на проекты комплексного освоения территорий, в отличие от предыдущего губернатора. При этом проекты КОТ перспективны в Петербурге. Программа комплексного освоения депрессивных зон в Петербурге еще четко не сформирована и не будет сформирована до тех пор, пока у города не выстроится четкая политика в отношении этих проектов. Многие проекты в этой сфере не могут быть реализованы из-за отсутствия четкой правой базы.

  • Если речь идет о создании проектов в черте города, то они представляют собой редевелопмент промышленных зон. Здесь можно строить жилье более высокого класса, нежели при проектах комплексного освоения в области, поскольку здесь еже есть инженерные сети и транспортная инфраструктура. При этом необходима очистка почвы, а иногда и замена инженерных сетей, что повышает стоимость вложений.
  • Если речь идет о застройке в центральных районах, то стоит учесть, что объект может находиться под охраной КГИОП, а значит, повышены требования к архитектуре.

Комплексное освоение территорий в черте города – несомненный плюс с точки зрения решения урбанистических проблем. Так, рационально осваивая территории заброшенных, нефункционирующих на полную мощность промышленных предприятий, можно создать компактный город. По такому пути развиты многие западные города, которые имеют высокий показатель комфортности проживания. Так, городское пространство не изолировано из-за обилия промзон в среде жилой застройки, что создает благоприятную городскую и экологическую среду.

Если речь идет о проектах комплексного освоения территорий вне черты города, то здесь есть свои нюансы.

Я считаю, что Петербург еще не готов к расширению - комплексное освоение территорий в области осложняет и без того напряженную транспортную систему самого города. Ежедневная маятниковая миграция из области в центр, создает большие пробки. Помимо этого, нагрузка складывается и на объекты социальной и культурной инфраструктуры, за нехваткой таковых в проектах КОТ. При этом реализующиеся и уже функционирующие проекты в области должны стать более «дружественными» к жителям. В проектах чувствуется недоработка вопросов public realm.Для того, чтобы создать не просто разрозненные жилые коробки, а действительно комфортную среду жизни, нужно обеспечивать необходимой инфраструктурой, местами отдыха и досуга. Это зеленые зоны, спортивные и детские площадки, магазины, отделения банков, мед.центры и т.д. Помимо этого, проекты не отличаются уникальной архитектурой, и в большинстве случаев представляют собой одинаковые безликие громоздкие жилые коробки.