В 2015 году ввод нового жилья в Санкт-Петербурге сократился на 16%
О том, что ждет строительный рынок в 2016 году, рассказали представители девелоперских компаний и эксперты рынка в рамках круглого стола «Рынок жилой недвижимости в новой реальности: возможные пути развития». Модератором мероприятия стал Андрей Хитров, региональный директор EKE Group.
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE, отметил увеличение количества жилых проектов в Ленинградской области: «По нашим прогнозам до конца года в Петербурге планируется ввести в эксплуатацию порядка 2,7 млн. квадратных метров, что на 16% ниже прошлогоднего показателя. При этом в Ленинградской области за 10 месяцев 2015 года было введено рекордное количествожилой площади - 2, 032 млн. кв.м».
В целом, эксперт рассчитывает на положительное развитие ситуации в будущем: «Программа субсидирования ипотечных кредитов, принятаявесной этого года, способствуетоживлениюрынка ипотеки ижилой недвижимости.Я надеюсь, что она будет пролонгирована, так как до 50% сделок (в зависимости от класса жилья) проходит с привлечением банковских кредитов».
По мнению экспертов, прогноз для рынка коммерческой недвижимости также нельзя назвать оптимистичным. Управляющий партнер, директор по развитию и реализации проектов ООО «Еврострой-Развитие» Александр Матеша, полагает, что в большей степени ухудшение экономической ситуации ощутил на себе сегмент коммерческой недвижимости. В течение последнего года в Санкт-Петербурге почти полностью остановлено строительство новых коммерческих объектов. За счет этого объем рынка генподряда резко уменьшается. На сегодняшний день потенциал этого рынка сократился на 70%, остались лишь работы по достраиванию уже существующих объектов.
Роман Курзенер, генеральный директор ООО «Центр Согласований», рассказал о нововведениях в законодательстве в правилах землепользования и застройки: «Все изменения направлены на повышение качества и комфорта проживания. Например, вводится ограничение по высотности строительства, уменьшается коэффициент использования территорий, ужесточаются требования для маломобильных групп. При этом девелоперам разрешат до 70% озеленения размещать на крышах. Важность и необходимость всех этихизменений мы в полной мере, как конечные потребители, сможем оценить спустя годы. Однако сейчас, в непростой экономической ситуации, неожиданное появление существенных новшеств в законодательстве создает определенные сложности и узастройщиков. В срочном порядке пересчитываются экономические модели многих проектов. Некоторые застройщики вынуждены приостанавливать их реализацию в связи с финансовой нецелесообразностью в новых условиях. Ясно одно – игрокам рынка нужно время для того, чтобы принять и осмыслить новые правила игры, пересмотреть свои проекты и планы на ближайшую перспективу».
На круглом столе был также поднят вопрос расширения географии коммуникаций с целевой аудиторией. Так, Екатерина Степанова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «КВС», отметила значительный приток новых жителей из других городов, который указывает на необходимость акцентирования внимания на региональных рынках: «Работать только с местной аудиторией невозможно, и сейчас важно выходить на региональные рынки. Бывает, что в девелоперских или риелторских компаниях объёмы региональных покупок доходят до 40%. Одним из городов, по которому мы проводили исследование на эту тему, стал Норильск. В 2013 году город покинуло около 10 000 жителей – жители города переезжают «на материк», где покупают недвижимость, зачастую это даже несколько квартир или домов. Миграция вСанкт-Петербург и Ленинградскую область находится на третьем месте после Московской области и Москвы. Эта картина доказывает необходимость более активной работы с аудиторией из регионов».
Подобную тенденцию отметила и Марина Агеева, директор по продажам компании «Теорема»: «В сентябре и октябре больше половины сделок было заключено с покупателями из абсолютно разных регионов: от Калининграда до Сахалина».
Все эксперты пришли к общему мнению: необходимо продолжить работу по всем направлениям своей деятельности и дальше, подстраиваясь под постоянно изменяющуюся ситуацию, расширять коммуникацию с аудиторией и улучшать сервис.