Рынок коммерческой недвижимости переживает не лучшие времена

20.12.2022
738 +1
№ 10224
Рынок коммерческой недвижимости отражает текущую экономическую ситуацию, поскольку наиболее быстро реагирует на любые изменения. В целом, все сегменты коммерческой недвижимости достаточно сильно пострадали от введенных ограничений, ухода многих иностранных брендов и релокации целого ряда крупных компаний. Но перспективы для каждого из объектов индивидуальны.

По мнению Александра Моторина, коммерческого директора компании «Сателлит Девелопмент», в складской недвижимости пик спада прошел и сейчас начинается рост: «Даже при тотальной онлайн-торговле товары надо где-то хранить, поэтому склады и распределительные центры по-прежнему востребованы».

Складской сегмент чувствует себя наиболее уверенно и смог максимально адаптироваться к сложившейся ситуации. В ритейле продолжается начавшаяся весной ротация: часть точек закрывается, и помещения будут перепрофилированы под другие функции, часть меняют вывески и продолжают свою деятельность. «Наиболее яркий пример – магазины некоторых иностранных брендов, которые сменили собственника и название, продолжив при этом свою деятельность (Si на месте Sinsay, «Мир кубиков» вместо LEGO и пр.)», - комментирует Александр Моторин.

По словам эксперта, перепрофилирование освобождающихся помещений будет зависеть от многих параметров и в первую очередь – локации самого помещения. Кризис 2014-2015 гг. показал, что в сложившихся торговых коридорах успешно открываются точки общепита демократичного формата. Для крупных торговых объектов ситуация более тяжелая: они столкнулись с серьезным падением трафика в силу сразу нескольких причин.

После ухода иностранных «якорей» и отсутствия привычного количества новых фильмов в кинотеатрах, посетители предпочли переориентироваться на ТЦ районного формата.

«Строить какие-то прогнозы сейчас затруднительно: каждый объект нужно рассматривать индивидуально и искать для него наиболее приемлемое решение»,- заключает Моторин.

Тренд на импортозамещение открывает перспективы для сегмента промышленной недвижимости и, в первую очередь, для существующих индустриальных парков. «По сути, индустриальные парки – это сервисная функция, эти площадки развиваются только, если развиваются производственные отрасли, - считает Александр Моторин, - Сейчас есть надежда, что продолжится локализация производств, начавшаяся в 2014 году. И хотя производственные компании аккуратно подходят к любым планам, поскольку доля неопределенности велика, мы отмечаем сдержанный тренд на развитие».

В целом, 2022 год продемонстрировал рост объема вложений в коммерческую недвижимость, что обусловлено как продажей объектов иностранными собственниками, так и желанием российских компаний сохранить капитал в условиях нестабильных рынков.