Развитие городов Сибири
Чем грозят девелоперам Москвы и Петербурга такие «стройки века» и создание новых центров притяжения в России? Что застройщики будут желать без регионального спроса? Способно ли это обрушит рынок недвижимости двух столиц? Насколько могут просесть цены и объемы строительства, если предприятие по стройке новых городов в Сибири окажется удачным?
Эту тему прокомментировала Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
В «Балтийской жемчужине» доля региональных клиентов традиционно составляет 10-15%. К нам едут в основном семейные покупатели со стабильным финансовым доходом, которые хотят жить в благоприятной жилой среде на морском побережье. Квартиры в микрорайоне доступнее, чем в центральных районах города, а в ряде случаев они даже имеют ощутимое превосходство по планировкам и дополнительным опциям. Многоуровневые системы доступа, подземные паркинги со спуском на просторном лифте прямо с жилого этажа, открытые террасы, двухуровневые пентхаусы с видом на море с высоты птичьего полета- это те атрибуты качественной жизни, которым сложно что-то противопоставить.
Проектам, подобным «Балтийской жемчужине», опасаться конкуренции с будущими городами Сибири точно не стоит. Недостаток земельного фонда сформировал такой дефицит высококлассных, достойных культурной столицы проектов, который сложно преодолеть, даже если не брать в расчет региональных покупателей. В Петербург переезжают ценители искусства, культуры, театров, шедевров архитектуры – особой среды, формировавшейся столетиями. Это не та публика, которая резко изменит свои предпочтения. У Москвы немного другой статус – это центр деловой жизни и высоких заработков, но уровень культурной жизни и комфорта проживания в столице даже частично сложно воссоздать в удаленных локациях.
Если говорить в целом, то развитие депрессивных территорий огромной страны – это важная и нужная стратегия для стимулирования экономического роста. Осуществима ли она в обозримом будущем – большой вопрос. Необходимы серьезные финансовые вложения, которые сложно выделить в условиях экономического кризиса. Важно также учитывать, что из-за диджитализации современного общества большинство отраслей экономики не привязаны к локациям. Скорее наоборот, интенсивное развитие происходит в местах скопления людей. Чем привлечь молодых и активных потребителей недвижимости в Сибирь – задача трудная и глубокая.