Порядок разрешения земельных споров
По действующему прежде общему правилу земельные споры рассматривались в административном порядке, т.е. путём обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, которые являются вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право.
Обращение за разрешением спора в суд, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или её уполномоченным органом.
Норма, сформулированная в пункте 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только и исключительно в судебном порядке, выводя данную категорию споров из юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.
При этом следует полагать, что использование в рассматриваемой статье неправового понятия «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданских, административных и иных правоотношений. Содержание земельных правоотношений определено ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации. В настоящее время подсудность споров определяется статьями главой 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.