Плавающие дома – европейские реалии и российские перспективы

22.02.2012
789 +1
№ 236
В Европе все большую популярность приобретают плавающие дома. Возведение последних оказывается более выгодным занятием, чем строительство традиционной «наземной» недвижимости.

В отличие от последней для дома на воде ненужно приобретать земельный участоки прокладывать инженерные коммуникации. А ведь стоимость этих двух составляющих равняется примерно половине самого используемого жилья. Размещаемые вдоль береговой линии внутренних водоемов, плавающие дома подключаются к коммуникациям действующих лодочных марин и пристаней. На примере Германии месячная стоимость использования такой стоянки составляет около 70 евро! Для сравнения место в автокемпинге там же обходится примерно в 500 евро ежемесячно. Что касается России, то средняя стоимость сотки земли под ИЖС составляет 5 тыс. евро. С учетом минимальной площади под застройку в размере 5 соток мы выходим уже на сумму в 25 тыс. евро. А ведь земля у «большой воды» стоит куда дороже, чем в среднем по стране. Отсюда выгода от использования воды для размещения жилья еще более увеличивается.

Вполне понятно, что владелец плавающего дома пользуется инженерными коммуникациями проведенными собственниками пристаней. В приведенном выше примере стоимость «парковки» приведена без учета данного сервиса. Однако сложившаяся европейская практика и опыт использования плавучей недвижимости в России (дебаркадеров)показывает, что стоимость данных услуг для жилья на воде вполне сопоставима с ценами на аналогичные услуги для владельцевстационарных объектах недвижимости. Следовательно, в плане стоимости услуг урбанизации, плавающие дома не проигрывают своим стационарным аналогам.

Вместе с тем плавающий дом дает, куда большие возможности для выбора места проживания. Опираясь на развитую сеть пристаней и марин,европейские владельцы такого жилья транспортируют свою недвижимость по реке в различные районы города, являющегося местом их проживания. Например, в Берлине, без стоимости услуг транспортировки суточная стоимость «гостевой» парковки плавающего дома составляет около 6 евро. Не правда, ли отличная возможность посетить друзей или пригласить их самих к себе в гости? В Москве такая возможность обойдется куда дороже. Ведь стоимость суточной парковки не дома, а всего лишь автомобиля составляет в российской столице 18,5 евро!

На этом фоне еще большей приятной неожиданностью станет стоимость строительства плавающего дома. Европейские сайты пестрят детальными инструкциями по возведению такого жилья из подручных средств, часть которых можно вообще достать бесплатно. Например, на территории Берлина в марине Rummelsburg Marina одним из энтузиастов за 1500 евро был построен дом площадью в 28 кв. метров. Плавучесть сооружения обеспечивается двадцатью пятидесяти литровыми бочками полученными строителем бесплатно от единомышленников из числа пользователей аукциона eBay. Честно признаемся, что столь дешевое жилье пригодно лишь к проживанию в теплый период года. Для круглогодичной эксплуатации лучше приобретать жилье, возведенное специализированными фирмами. Стоимость таких плавучих домов начинается в Европе от 40 тыс. евро. Даже в российской глубинке не всегда удается купить старый дом у «большой воды» за такую сумму!

В свою очередь, делая акцент на экономичности плавающего жилья,не стоит возводить его в разряд товара лишь для малоимущих граждан. Зарубежные толстосумы уже вполне оценили прелести водного проживания. В их случае это не способ экономии средств, а возможность уединится от земной суеты,подчеркнув свой социальный статус. В данном контексте в Европе уже появились первые элитные поселки, полностью состоящие из плавающих домов. Например, такой населенный пункт находится в 30-40 минутах езды от центра Берлина на берегу озера Тегель (Tegel). Стоимость плавающих элитных вилл достигает в данном случае 600-700 тыс. евро!

Описав достоинства плавающих домов, рассмотрим их в контексте российских реалий. Использование плавающего жилья ограничивается в России действующим законодательством. Последнее под жильем подразумевает лишь объекты, располагающиеся на земле. Обойти данное положение можно зарегистрировав плавающий дом в качестве маломерного судна. Однако для этого его водоизмещение не должно превышать установленные речным реестром показатели. Последние настолько малы, что фактически ни один типовой плавающий дом под них не подходит.

Выход энтузиасты находят в использовании под жилье возведенных еще в советские времена дебаркадеров. Начальная стоимость данных сооружений куда выше, чем стартовый уровень цен на плавающие дома в Европе (40 тыс. евро). Вследствие этого использовать данное жилье могу лишь состоятельные любители жизни на воде. Однако, даже для них это оказывается не всегда по силам. Не случайно на фоне множества дебаркадеров используемых в коммерческих целях в Москве и Санкт-Петербурге имеется лишь одно подобное сооружение признанное жилым помещением и обладающее почтовым адресом. Речь идет о дебаркадере, пришвартованном на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Плавсредство имеет два этажа. На них располагаются не только жилые помещения, но и бассейн, финско-турецкая сауна, кинозал, зимний сад и два балкона.

Как видим рынок плавающего жилья в России даже не находится в стадии становления и представлен лишь единичными жилыми объектами. При этом опыта возведения традиционных жилых домов на воде в России так же нет. Эксплуатирующиеся еще с советских времен дебаркадеры имеют к современному плавающему жилью отдаленное отношение.

На этом фоне для широкого использования плавающей недвижимости в стране необходимо введение законодательных изменений упрощающих использование плавающих домов. Помимо этого нужна заинтересованность крупного капитала в строительстве плавающих домов и организации марин для их швартовки. Спрос на данный вид жилья заведомо будет обеспечен его экономичностью и преимуществами альтернативного вида проживания. Смогут ли российские законодатели и бизнес структуры оперативно отреагировать на новые тренды рынка недвижимости,покажет ближайшее время.

.

Автор публикации Про-агентство