С полок магазинов могут исчезнуть многие импортные отделочные материалы

26.06.2015
521 +1
№ 5289
С наступлением дачного сезона рынок строительных материалов оживился. Однако пока продажи идут не так активно, как в прошлые годы. Магазины сократили закупки импортных строительных и отделочных материалов, что может привести к дефициту некоторых позиций в недалеком будущем. Связано это с высокой стоимостью товаров, ввозимых из-за границы. Отдельные категории строительных и отделочных материалов выросли в цене в конце прошлого года вдвое. В преддверии сезона продаж поставщики подняли их стоимость еще на 10-15%. Эксперты отмечают, что перспективы начавшегося в мае периода активных продаж стройматериалов предугадать сложно.

«Перспективы предстоящего сезона неопределенные. Резких скачков стоимости товаров уже не будет. Однако определенное повышение цен на строительные и отделочные материалы, особенно импортного производства, скорее всего, произойдет еще. И это несмотря на стабилизацию курса и тенденцию к укреплению национальной валюты. Увеличиваются в цене, примерно в пропорции с ростом валюты, и материалы отечественного производства. Правда, экономической логики в этом нет никакой»,— говорит генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт» (управляет ритейл-парком «ДОКЕР») Игорь Суханов.

С тем, что цены на отделочные и строительные материалы отечественного производства увеличиваются не всегда оправданно, согласен и президент РС центр недвижимости «МАН» Николай Савин. По словам эксперта, в преддверие сезона продаж производители подняли цены на свои товары на 10-15%, и это несмотря на то, что продажи в магазинах города в течение первого квартала этого года и так были не очень высокими. Многие магазины, реализующие, например, плитку или обои, даже просили у владельцев складских и торговых помещений скидку на аренду, объясняя это существенным падением продаж.

«Цены на готовую недвижимость падают, а на стройматериалы растут, причем без основания. Даже местные производители кирпичей и блоков начали придумывать какие-то импортные составляющие и повышать стоимость готовой продукции. Также производители ссылаются на якобы выросшие транспортные и коммунальные расходы. Между тем, на мой взгляд, традиционное оживление рынка будет. Сегмент стройматериалов зависит от рынка недвижимости. Например, человек купил в прошлом году участок земли, накопил денег, а в этом году начал строить дом. Конечно, такого бума продаж, как в прошлые годы, ожидать не стоит — по причине ограниченных финансовых ресурсов потребителей и нестабильности будущего»,— говорит Николай Савин.

По словам директора строительного управления «Север» Веры Белоус, как правило, в начале лета растут цены на отделочные материалы, кирпич, утеплитель и другие составляющие сезонных работ, но в этом году тенденция изменилась. Связано это со снижением темпов и объемов строительства, из-за чего поставщикам сложно расширить рынки сбыта и продать все, что было закуплено у производителей к лету. Отдельные категории товаров после резкого удорожания в декабре прошлого года немного подешевели. Так, на 5% упал в цене кабель, на 3% — комплектующие для фасадных систем, на 2% — металл. Основные материалы в цене с зимы не поменялись.

«Есть и другие примеры — по-прежнему растут в цене обои и ламинат, но это происходит по инерции и связано с прежним курсом роста валют. Лифты российского производства подорожали на 15%, что обусловлено высокой импортной составляющей, а также повышением спроса на местные товары. Лифты зарубежного производства все так же привязаны к валюте и поэтому снижаются в цене, но меньшими темпами, чем курс доллара. Есть и материалы, цены на которые растут в связи с сезонным фактором, например, динамично меняется стоимость кирпича и твинблоков — они подорожали на 5-15%. В некоторых видах работ наблюдается постепенный переход на российские комплектующие, например внутренние сети — ОВ, ВК, электрика»,— говорит Вера Белоус.

Резкий ценовой скачок на импортные материалы в декабре 2014 года отразился не только на потребительском спросе, но и на объеме закупаемого товара. По словам Игоря Суханова, предложение в импорте резко сократилось. По отдельным позициям закупки упали в разы. Покупать для сбыта импортные товары, конечно, не перестали, но объемы сократились до минимума.

«Думаю, что в сложившейся ситуации немалую роль сыграет импортозамещение. В России, так или иначе, существует производство керамической плитки, сантехнического фарфора. Производят обои, напольные покрытия и многое другое. Ассортимент отечественного производства категорий «средний», «средний минус» и «эконом» увеличит свою долю на рынке. А вот импортный средний ценовой сегмент, скорее всего, вообще исчезнет. Останутся премиальные или совсем уж «народные» позиции»,— говорит генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт» Игорь Суханов.