Загородный рынок: стагнация или норма?

16.04.2014
240 +2
№ 727
Олег Репченко, руководитель Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», открывший круглый стол, обратил внимание на то, что если до кризиса 2008 года загородное жилье пользовалось повышенным спросом, то сейчас хоть и есть удачные проекты, которые хорошо продаются, но все же мы наблюдаем своего рода стагнацию рынка.

- Время экспозиции объектов на загородном рынке выше, чем на квартирном рынке, - говорит Олег Репченко. – Кроме того, мы все наблюдаем рост цен на квартиры, в то время как объекты загородной недвижимости почти не прибавляют в цене. Есть поселки, которые находятся и вовсе в подвешенном состоянии.Что это: стагнация или норма, может, продажи загородной недвижимости и не должны быть очень высокими? Все-таки большинство загородных домов имеют статус второго дома, их покупают дополнительно к имеющейся квартире.

Ситуацию отчасти прояснила Татьяна Калюжнова, руководитель компании «ИРН-консалтинг», рассказавшая об основных вехах развития загородного рынка. Татьяна подчеркнула важную тенденцию, согласно которой на протяжении последних 5 лет ежегодно уровень цен на загородном рынке продолжал снижаться.

- Почему это происходило? Основная причина в том, что новые проекты, которые выходили на рынок в посткризисный период, были гораздо скромнее и дешевле, нежели те, что начали реализовываться до кризиса, - рассказывает Татьяна. – За это время портрет среднестатистического поселка сильно поменялся, причем во всех сегментах, даже в премиальном. Если до кризиса характерной чертой элитного загородного дома были площади от 600-700 кв. метров, то к настоящему моменту к этой категории уже относят проекты с домамиплощадью 400 кв. метров.

Оживление спроса, по словам эксперта, пришлось на период с 2010 по 2011 годы, поэтому логично, что уже в 2012-2013 годах мы наблюдали «бум» новых проектов в области малоэтажной загородной недвижимости в бюджетном сегменте.

- В основном это участки без подряда, таунхаусы, квартиры в малоэтажных жилых домах, - рассказала Татьяна Калюжнова. – Причем основной спрос фокусировался на проектах с хорошей локацией, транспортной доступностью, в 30 км зоне от МКАД. Что касается цен, то, несмотря на общую стагнацию 2013 года, на отдельные наиболее успешные проекты наблюдался рост цен до 25 процентов. В то же время есть информация, что часто скидки под конкретного клиента достигали от 10 до 50 процентов за объект. Далее к дискуссии подключились и застройщики. По словам Александра Дубовенко, члена совета директоров, заместителя генерального директора по развитию.