Срок окупаемости объектов стрит-ритейла с готовым арендным бизнесом увеличился на 3-5 лет
По оценке специалистов Kalinka Group, увеличение срока окупаемости напрямую связано с все более возрастающей разницей между ценой коммерческих помещений и отстающей в росте арендной платой. С переходом на расчеты в рублях, стоимость объектов стрит-ритейла в ЦАО в российской валюте в среднем выросла на 15-25% по сравнению с докризисными значениями. Вместе с тем средняя ставка аренды в течение двух лет снизилась на 5-10%.
«Снижение арендной ставки далеко не всегда обусловлено глобальными экономическими причинами, - поясняет Наталья Блохина, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group. – Нередки ситуации, когда в конкретной локации создается избыток разнообразных коммерческих площадей и собственники в борьбе за надежного арендатора выбирают тактику ценовой конкуренции».
Например, в апреле 2014 года аренда помещения под ресторан площадью 230 кв. метров на Б. Никитской улице приносила собственнику 15,6 млн. рублей в год. В марте 2016-го годовой арендный поток вырос на 15,3% - до 18 млн. рублей. Однако, стоимость продажи самого объекта за это время возросла на 22%, увеличив срок его окупаемости с 10,5 до 13,3 лет. Еще больший разрыв в сроках возврата инвестиций в недвижимость с готовым арендным бизнесом наблюдается в тех случаях, когда арендная ставка не только не растет со временем вместе со стоимостью помещения, но и уменьшается. К примеру, торговая недвижимость на Цветном бульваре площадью 74 кв. метра, приобретенная в 2014-м году по рыночной стоимости 63 млн. рублей, окупилась бы за 10 лет. А если приобрести это помещение сегодня при увеличении рублевой стоимости на 19%, возврат средств можно прогнозировать только через 15 лет. Все дело в том, что арендный поток снизился здесь за два года с 6,3 млн. до 4,9 млн. рублей в год.
Несмотря на существенное удлинение цикла возврата инвестиций, ликвидные объекты стрит-ритейла уходят с рынка стремительно. «Если цена, расположение, площадь и другие значимые характеристики помещения устраивают клиента, то решение о покупке принимается в минимальные сроки – за один-три дня, - утверждает Наталья Блохина. – Покупателями движет не столько желание заработать, сколько стремление сохранить свои капиталы. Клиентов со свободными средствами не останавливает рост сроков окупаемости, они справедливо убеждены, что хорошие коммерческие площади в центре Москвы – вложение в любом случае беспроигрышное».
Самые востребованные на рынке объекты - площадью 70-120 кв. метров, с бюджетом до 100 млн. рублей, расположенные не на первой линии центральных торговых коридоров, где стоимость квадратного метра ниже. Частные инвесторы приобретают по несколько помещений в различных районах ЦАО, диверсифицируя таким образом свои активы. При этом популярная ранее в кругу покупателей выжидательная стратегия зачастую себя не оправдывает, так как действительно ликвидные предложения сейчас в дефиците. Изобилие на столичном рынке объектов стрит-ритейла, по мнению экспертов, – лишь иллюзия, за которой нередко кроются завышенные цены, нестабильные арендаторы, некачественные предложения. Предельная взвешенность и оперативность при выборе и покупке объекта недвижимости с готовым арендным бизнесом – экспертная рекомендация номер один на сегодня.