Эксперты назвали способы заполнения штата в условиях дефицита кадров
Дефицит линейного персонала, который наблюдается в последнее время, остро сказывается и на рынке FM-услуг. Одним из его последствий становится существенный рост фонда оплаты труда или значительное сокращение работающих на объекте специалистов. Специалисты MD Facility Management назвали несколько способов привлечения и удержания сотрудников, помимо повышения оплаты труда.
Кадровые проблемы управляющих компаний рано или поздно отражаются на заказчиках — собственниках зданий. Либо происходит заметный рост стоимости услуг по эксплуатации, охране, профессиональной уборке, либо значительное сокращение численности сотрудников влечет за собой снижение качества услуг.
По словам Бориса Мезенцева, операционного директора MD Facility Management, участники рынка пока не видят предпосылок для глобального решения проблем с дефицитом «синих воротничков».
“Но наш опыт показывает, что даже в таких условиях задача привлечения и удержания хороших специалистов выполнима, ”— говорит Борис Мезенцев.
Стабильность
Это базовый способ сохранить кадры без серьёзной индексации зарплат. Для многих именно стабильность является решающим фактором, если на другой чаше весов — вакансия с более высоким окладом, но туманными перспективами. Сейчас «при прочих равных» люди выбирают работодателя, который обеспечивает им уверенность в завтрашнем дне.
“Речь идет как о стабильности работы, так и о стабильности в выплате заработной платы. Периодичность выплат должна соответствовать требованиям законодательства и не может зависеть от ситуации на объекте, который обслуживают сотрудники. Даже если заказчик нарушает график расчётов с управляющей компанией, задержек перед персоналом допускать нельзя, ”— считает Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.
Такие условия работы, в первую очередь, могут обеспечить крупные компании, в которых сотрудники оформлены в полном соответствии с требованиями Трудового кодекса.
Обучение и карьерный рост
В качестве немонетарной мотивации большую роль играет возможность повышать квалификацию, получать новые знания и навыки при содействии работодателя.
Обучение также помогает компании сохранить специалистов, квалификация которых «отстаёт» от современных требований. В условиях дефицита кадров целесообразнее обучить действующих сотрудников, нежели искать новых.
“Вопрос обучения компании решают по-разному. Кто-то направляет людей на соответствующие курсы, кто-то организовывает обучение в компании. Так, у нас уже много лет работает собственный Корпоративный университет, в котором производственный персонал проходит обучение. Благодаря этому, сотрудники получают возможность профессионально развиваться, претендовать на новые должности и увеличивать свой доход, ”— поясняет Борис Мезенцев.
Цифровизация
Важным направлением в решении кадровой проблемы в FM-компании становится внедрение программного обеспечения для комплексного обслуживания объектов.
“Конечно, цифровизация не позволит принципиально изменить количество персонала, занятого в оказании услуг, но она повышает эффективность работы действующих специалистов, помогает сделать эту численность оптимальной и решать дополнительные задачи, не расширяя штат, ”— говорит Борис Мезенцев.
Автоматизированная система позволяет вести мониторинг внутренних процессов, контролировать складские запасы, составлять график планово-предупредительных работ таким образом, чтобы прогнозировать и перераспределять загрузку специалистов, избегать дублирования задач, отслеживать их исполнение и т.д.
Перераспределение сотрудников
Если с точки зрения объема работ не требуется постоянного присутствия сотрудника на объекте, то крупные FM-операторы имеют возможность перенаправлять таких сотрудников с одних проектов на другие. Это повышает загруженность каждого сотрудника, его уровень дохода и в целом позволяет использовать меньшее количество специалистов.
“При этом, конечно, важно соблюдать баланс в количестве людей и выполняемой ими работы, чтобы сохранить качество услуг, ”— подчеркивает Борис Мезенцев.