Названы нелинейные способы оптимизации расходов на FM-услуги
Специалисты MD Facility Management разработали несколько способов нелинейной оптимизации расходов на эксплуатацию торговых, офисных и других зданий коммерческой недвижимости. Использование данных подходов позволяет частично нивелировать рост цен на FM-услуги.
Турбулентность в экономике России, ставшая одной из главных причин ухода арендаторов или сокращения ими занимаемых площадей в зданиях собственников, заставила владельцев недвижимости экономить на FM-услугах. На сегодняшний день многие из них уже исчерпали все возможности по снижению расходов на техническую эксплуатацию зданий без риска для нормального существования объекта. И если баланс будет нарушен, это может привести к началу безвозвратных процессов: обветшанию зданий, частым сбоям в работе инженерных систем и оборудования, что в конечном итоге скажется на комфорте арендаторов, на безопасности их нахождения в зданиях, в том числе и противопожарной.
В настоящее время общий объем площадей, обслуживаемый FM-компаниями, превысил 600 млн. кв.м. В отрасли работает более 5 тысяч компаний, включая юридических лиц и частных предпринимателей. Поэтому размеры проблемы нельзя оценить как незначительные.
Специалисты MD Facility Management нашли несколько способов нелинейной оптимизации расходов, применение которых поможет сократить затраты, но не снизит качество предоставляемых услуг. Эти способы позволяют не переходить три «границы» оптимизации – состояние объекта, комфорт пребывания и безопасность.
Первый способ – это управление FM-компанией несколькими объектами одного собственника, расположенными в одном регионе. Это позволяет компании рассматривать все объекты в совокупности и минимизировать численность занятого персонала, более эффективно выстраивать его работу, постоянно перемещая его между объектами в зависимости графиков плановых работ и поступающих заявок.
Второй способ – зонирование объекта. В первую очередь это касается зданий с большими блоками освободившихся и не сданных площадей. В этих случаях можно перераспределить персонал, сократить количество уборок, проводимых в таких зонах. Также это очень актуально для паркингов – когда в дни с меньшей посещаемостью (традиционно будние дни) можно закрывать отдельные этажи или зоны и таким образом сокращать площади, нуждающиеся в уборке.
Третий способ подходит, прежде всего, для небольших объектов, на которых можно избежать постоянного присутствия полного штата. Для собственников таких объектов особенно актуальна работа с крупными управляющими компаниями, имеющими выделенные централизованные службы, в которые входят инженеры по направлениям (электроснабжение, вентиляция и кондиционирование и т.д.). При сотрудничестве с такой компанией на небольшом объекте нет необходимости держать специалистов разных профилей. Специалисты по разным направлениям могут посещать объект в зависимости от сформированных графиков планово-предупредительных работ. А для обработки аварийных заявок крупный FM-провайдер может предоставить услуги своей аварийной службы.
“«Ранее мы давали прогноз, что в 2023 году цены на FM-услуги могут вырасти до 20%, объясняя это ростом фонда оплаты труда персонала, расходами на «техническое обслуживание» с учетом комплектующих, ростом цен на расходные материалы, инфляцией и так далее. И, хотя оптимизация нелинейных расходов не сможет полностью нивелировать подорожание, но уменьшить рост цен примерно на 4-7%, в зависимости от количества используемых механизмов, вполне реально», - считает Борис Мезенцев, операционный директор компании MD Facility Management.”