Доплатить за привычное: что происходит на рынке стройматериалов в России
Разберем, что изменилось, и какие стратегии доступны российскому бизнесу в сложившихся обстоятельствах.
Новая реальность
Главная примета времени — ограничение доступа к западным технологиям и материалам.
Вот только несколько примеров того, что произошло за последние месяцы:
- крупные компании продают бизнес в России,
- выросло число посредников, участвующих в сделках,
- условия контрактов могут меняться непредсказуемо.
Что касается рынка стройматериалов и инженерных технологий, то здесь, например, Россию покидает и продает свои активы финский производитель лифтов и эскалаторов Kone.
Помимо поставщиков оборудования уходят мировые производители красок, строительной техники и инвентаря, малых архитектурных форм, таких как детские и игровые комплексы.
Те, кто контракты не разрывают, могут их изменять. По действующим договоренностям увеличиваются сроки поставок, снижается возможность контролировать прохождение сделки со стороны российских заказчиков. При заключении новых контрактов появляется риск отказа от обязательств или изменения прописанных условий со стороны западных партнеров.
Стратегии российских девелоперов
Когда традиционные поставщики уходят, самое разумное, что можно сделать, — дифференцировать поставки товаров и технологий. Уже сейчас удалось заменить до 70% номенклатуры. Выяснилось, что лифты и отделочные материалы можно найти на российском рынке. А оборудование и электронику достойного качества производят в странах Азии и СНГ.
Второй важный шаг – подумать о расширении логистической сети. Многие российские застройщики смотрят в сторону Казахстана. Страна имеет продолжительную границу с Россией, тесно взаимодействует с азиатскими производителями, входит в единое экономическое пространство ЕАЭС.
Рынок будет возвращаться к типовым проектам, чтобы оптимизировать издержки. На новых объектах станут использовать отработанные решения с доказанной эффективностью и минимальными затратами. Это не обязательно ударит по качеству строительства, но «душевности» в ЖК и придомовых территориях станет меньше.
Вырастет и плотность застройки. Поскольку земля — дорогой ресурс, оптимизация неизбежно его коснется. Это скажется и на проектировании самих объектов. Больше места будут отдавать жилым помещениям, а не общим. Некоторые девелоперы пойдут на увеличение числа квартир на лестничной клетке.
Третий важный момент для корректировки стратегии – знать своего клиента и его запросы. От использования дорогостоящих материалов или технологических новинок, вроде умного дома, большинство застройщиков откажется. Бизнесу сейчас важно понимать, что действительно нужно людям, а чем можно пожертвовать без ущерба для базового комфорта.
Как показывает практика, жильцов волнует шумоизоляция, качество дверей и дверных каркасов, уровень освещенности помещений.
Безопасность vs комфорт
Как мы видим из описания стратегий, девелоперы решают задачи в двух плоскостях: комфортность и безопасность возводимых ими зданий. Использование новых технологий всегда выгодно с точки зрения маркетинга. Умный шлагбаум, видеодомофон — это привлекает платежеспособную аудиторию, позволяет выделиться среди остальных компаний.
Другое дело вопросы, связанные с инженерными решениями. Шаг назад в этой сфере, отказ от качества напрямую повлияет на уровень жизни людей. Между интернетом вещей, с одной стороны, и комплектующими для разводки труб — с другой, девелопер всегда выбирает второе. В конце концов, даже в Москве большинство объектов вводятся без использования передовых технологий — их отсутствие досадно, но не критично для жильцов. Сложней дела обстоят, например, с насосами для циркуляции воды в многоквартирных домах, найти замену которым на российском рынке пока не получается. Это вызов, с которым застройщики сейчас стараются справиться.
Не всех эти проблемы коснутся в одинаковой мере. Новые проекты, которые находятся сейчас на этапе согласования и подписания документов, испытают всю силу оптимизации. Застройщикам придется менять прописанные материалы и комплектующие, искать новые пути поставок, открывать для себя альтернативные рынки.
Иначе обстоят дела с проектами, возведение которых уже идет. Опыт нашей компании показывает, что на старте строительства нужно обеспечить его всеми материалами и технологиями, во избежание проблем с поставками или срыва договоренностей. Нет необходимости в спешке искать новые решения.
Во сколько это обойдется потребителям
Все лето СМИ писали, что цены на новостройки замерли в ожидании. Спрос на жилье сейчас невысокий, поэтому и поднимать расценки пока нет возможности.
Но все меняется. На фоне снижения стоимости ипотеки начала восстанавливаться активность покупателей. Правда, на рынок вышли новые объекты, что корректирует рост спроса и стабилизирует цены.
Но есть объективные траты, которые застройщик должен либо компенсировать из своего кармана, либо переложить на потребителей. Например, из-за санкционных рисков не все западные компании готовы напрямую сотрудничать с российским бизнесом. На этом фоне между продавцом и покупателем появляются новые стейкхолдеры. Цепочка поставок становится длиннее, а конечная цена продукта — выше.
Да, часть девелоперов выберет путь жесткой экономии и за счет этого сохранит стоимость, что отразится на качестве жилья. Сравнить можно на примере из продовольственной сферы. Как поставщики удерживают цены? За те же самые деньги они продают не килограмм крупы, а 900 грамм, не литр молока, а 900 миллилитров. Похожая ситуация может сложиться на рынке жилья. По прежним ценам останутся квартиры, которые фактически будут классом ниже. А за привычное удобство придется доплачивать.