Крупные торговые центры Москвы готовятся «затянуть пояса»
Согласно планам столичных девелоперов, на II полугодие 2014 г. был заявлен рекордный объем ввода торговых площадей – порядка 650-700 тыс. кв. м. Наряду с этим эксперты отмечают снижение покупательской активности и посещаемости ТЦ, особенно сильно «удар» ощущают крупные галереи площадью более 80 тыс. кв. м, в которых снижение количества покупателей достигло критических отметок в 20-30%. Как преодолеть очередной кризисный виток в отрасли и удержать покупателей?
Выбором приоритетных направлений для сохранения своих активов задались лидеры отрасли. В конце ноября в отеле «Марриотт Роял Аврора» состоялась десятая по счету ежегодная конференция «Ритейл в России», организуемая деловой газетой «Ведомости». В этом году ключевыми темами деловой программы стали вопросы оптимизации бизнеса, сокращения издержек и поиска «умных решений» для раскрытия потенциала как существующих, так и новых форматов ТЦ.
Во время проведения круглого стола «Какой торговый центр нужен покупателю?», Александр Тишков, заместитель генерального директора «Корпорации А.Н.Д», который выступал модератором дискуссии, отметил, что снижение продаж ведет к желанию операторов снизить текущую арендную ставку, что неминуемо порождает конфликт с арендодателем. Особенно в случае крупных ТРЦ, которые в финансовой части содержат закредитованные активы – их владельцы просто не могут пойти на снижение арендной стоимости. Все это многократно усиливает борьбу операторов за каждого потребителя.
Мнение модератора поддержал Сергей Калитов, исполнительный директор УК Zeppelin: «Сегодня практически каждый ТРЦ может попасть в зону риска и стать брошенным и покупателями, и арендаторами. В сложившейся ситуации выживет ТРЦ, который способен предоставить максимально комфортные условия для покупателей. При этом снижение затрат в основном возможно за счет сокращения перечня услуг».
В ходе открытого диалога и обмена мнениями эксперты и собственники недвижимости приходят к выводам, что секрет успеха по-прежнему заключен в умении найти баланс между ценой и качеством услуги. Под давлением нынешней ситуации в уравнении сместились лишь акценты: трудные времена переживет тот бизнес, который готов к переменам и новшествам, готов инвестировать в создание комфортных условия для посетителей.