Рынок новостроек бизнес-класса Москвы в 1 полугодии
Первое полугодие 2015 года на рынке жилой недвижимости бизнес-класса ознаменовалось выходом всего двух новых проектов: ЖК «Дом на Рогожском Валу» (АО «Лидер-Инвест») и ЖК «Невский» (ГК «Крост»). В обоих комплексах в продажу поступило по два корпуса проектной мощностью в 120 и 484 квартиры соответственно. При этом объем предложения в сегменте увеличился за шесть месяцев на 17% (свыше 1 400 квартир), что сопоставимо с динамикой за аналогичный период активного для бизнес-класса прошлого года.
Существенный прирост количества реализуемых квартир обусловлен появлением новых корпусов в уже реализуемых комплексах:
- «Сердце Столицы» (корп. №4);
- «Хорошёвский» (корп. №1,3,4,5,6,7);
- «Лефорт» (корп. №2);
- V-House (корп. №2);
- «Крылатский» (корп. №2);
- «ФилиЧета-2» (корп. №5).
Кроме того, в течение полугодия возобновились продажи в ЖК «Академ-Палас» и «Новоясеневский». А также предложение сегмента пополнилось переведенными в квартиры бывшими апартаментами в арх-проекте «Лица».
По данным аналитиков «Метриум Групп», к концу второго квартала первичный рынок жилья бизнес-класса включал 64 проекта с суммарным количеством квартир в продаже около 9 800единиц в 132 корпусах.
Наибольший объем нового предложения пришелся на Северный, Северо-Западный и Западный округа. В результате СЗАО и ЗАО переместились в структуре предложения на первое и второе места (20,6% и 18,1% соответственно). На третью строчку в списке лидеров опустился ЮЗАО (13,9%). А Северный округ занял четвертое место, увеличив свою долю на рынке с 1,8% до 11,4%.
За полугодие доли одно- и трехкомнатных квартир на рынке жилья бизнес-класса выросли (на 1,4 п.п. и 0,8 п.п. соответственно), а двух- и многокомнатных – уменьшились (на 1,6 п.п. и 0,6 п.п. соответственно). Тем не менее, традиционное для сегмента преобладание квартир, включающих две или три комнаты, сохранилось. К концу второго квартала на них пришлось 33,4% и 35% предложения соответственно.
По подсчетам аналитиков «Метриум Групп», средневзвешенная цена кв.м по итогам полугодия уменьшилась на 0,7% – до 242 060 руб.
Относительно первого квартала снижение составило 4,1%, причиной чему послужил выход большого объема нового предложения с более доступным по рынку уровнем цен. В частности, заметную роль сыграло поступление в продажу около 800 квартир в ЖК «Хорошёвский» со средней ценой 179 500 руб./кв.м. В результате квадратный метр в Северо-Западном округе стал стоить в среднем на 19,5% меньше, чем в предыдущем квартале. В целом за полугодие наибольшая динамика цены кв.м отмечена в ВАО (+34,7%), САО (+30,5%) и ЮВАО (+24%).
В конце первого полугодия 2015 года минимальный бюджет покупки в бизнес-сегменте составил 6,321 млн руб. По такой стоимости можно было приобрести квартиру площадью 29,4 кв.м в ЖК «Невский». На 20 тысяч дороже (6,341 млн руб.) стоила самая доступная квартира (площадью 37,3 кв.м) вЖК «Хорошёвский». А за 6,825 млн руб. можно было приобрести квартиру в 45,5 кв.м на первом этаже ЖК «1147».
Тенденции
«Несмотря на изменения внешних условий, рынок новостроек бизнес-класса пока демонстрирует относительную стабильность в отличие от событий шестилетней давности, когда сегмент оказался в наибольшей степени подвержен влиянию кризиса, - комментирует Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп». - Предложение активно наращивается за счет выхода корпусов в уже реализуемых комплексах. Замедление динамики появления новых проектов связано с высокой девелоперской активностью в конце 2014 года – во время беспрецедентного ажиотажа на рынке застройщики поспешили вывести ожидаемые премьеры раньше срока.
Цены также показывают положительную динамику. Если в первом квартале, многие продавцы придерживались выжидательной позиции, во втором – в большинстве проектов бюджеты были повышены. Снижение среднего стоимостного уровня в сегменте связано с выходом нового объема предложения с более доступными ценами. Также в отдельных проектах отмечено увеличение размера скидок до 10-15%. Однако доля таких комплексов составляет меньшинство, преимущественно дисконт на рынке не превышает стандартные 2-3%».
Прогноз
«Второе полугодие может стать более тяжелым для рынка жилья бизнес-класса, т.к. имеются все предпосылки для продолжения снижения покупательской активности, - резюмирует Анна Соколова. - Поддержка государством ипотечного сектора в большей степени актуальна для массового сегмента, тогда как бизнес-классу придется выживать самостоятельно. В таких условиях востребованными окажутся только самые интересные с точки зрения сочетания цена/качество объекты. Сегодня бизнес-класс занимает наибольшую долю на рынке новостроек. Высокая конкуренция побудит застройщиков к использованию инструментов стимулирования спроса – прежде всего, расширению программ скидок и акций».