Рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга насыщен торговыми и офисными площадями
В условиях кризиса и высокой конкуренции собственникам коммерческой недвижимости стоит задуматься об осознанном управлении объектами, основанном на состоянии рынка. Рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга начал рост в 2007 году и на сегодняшний момент достиг максимальной насыщенности – игроки рынка перешли к качественной конкуренции. Кризис установил свои правила – арендатор стремится занять качественные площади по оптимальной арендной ставке.
Учитывая высокий уровень обеспеченности офисными и торговыми площадями, арендатор диктует собственнику требования, что привело к сокращению арендной ставки – в БЦ в среднем на 20 %, в торговых центрах – 10 %, а также сказалось на росте вакантности – в сегменте офисов средний уровень достиг 15-20 %, в сегменте торговой недвижимости – 7 – 10 %.
Рост вакантности в ТЦ и БЦ вызван не только уходом игроков с рынка – сокращается активность бизнеса, ритейлеры покидают регион, но и выводом на рынок новых объектов. Растет объем офисного фонда – в 2015 году были введены в эксплуатацию БЦ «Маршал», БЦ на улице Бажова, офисное здание на территории БК «Квартал» - общий объем ввода площадей составил порядка 25 тыс. кв.м. В сегменте торговой недвижимости были введены ТРЦ «Пассаж» и первая очередь ТРЦ «Максидом», общей площадью порядка 100 тыс.кв.м.
«Рынок Екатеринбурга замер во всех сегментах, столкнувшись с такими проблемами как падение потребительского спроса, снижение арендной платы, рост уровня конкуренции, кредитная нагрузка, ошибки в маркетинге, - комментирует Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions. – Кризис создал для игроков новые условия, под которые необходимо подстроиться. Часть собственников, которые смогли понять кризисные требования рынка, запустили антикризисные программы, созданные при помощи математического анализа статистических данных – интеллектуального управления недвижимостью. Принятие любого решения основано на четкой стратегии, исследованиях и расчетах, а не на интуиции». Эксперт отмечает, что при интеллектуальном управлении даже в условиях кризиса положение торгового или офисного центра будет выгодно отличаться на фоне конкурентов.