Об основаниях для проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Плановые и внеплановые проверки существенно отличаются по основаниям их проведения.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки:
1) обращения и заявления, которые не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, т.е. анонимные обращения и заявления. Правило о недопустимости рассмотрения анонимных обращений и заявлений является общим. Так, например, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается;
2) обращения и заявления, которые не содержат сведений о фактах нарушения земельного законодательства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Кроме того, в качестве основания для проведения внеплановой проверки не может являться нанесение имущественного ущерба, так как защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Нарушение требований в части оснований проведения внеплановой выездной проверки согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований законодательства, являясь безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.