Как удачно продать бизнес?
Главная задача - обосновать вашу цену, подготовив правильную информацию и ряд убедительных аргументов.
- Увеличить прибыль!Чем выше прибыль, тем больше стоит бизнес. Проконсультируйтесь с бухгалтером. Схема минимизации налогов хороша для вас, но плоха для покупателя. Подумайте, как показать ваши реальные доходы. Ищите нужный баланс.
- Еще увеличьте прибыль за счет минимизации ваших издержек. Экономьте на всем. Если вы не слетаете на тематическую конференцию на Сейшельские острова за счет компании – хуже не будет.
- Второе, чем будет интересоваться потенциальный покупатель – причина продажи.Никто не признается, что продает бизнес потому, что он стал нерентабельным. А причины продажи бывают самыми разными. Спор между компаньонами. Семейные обстоятельства. Необходимость переезда в другое место. Состояние здоровья.
Обоснуйте правдоподобный повод для продажи.Лучше всего сказать, что деньги вам нужны на другой проект.
- Опишите достижения, инновации, отличительные особенности вашего бизнеса, преимущества перед конкурентами.
- У вас есть долгосрочная стратегия развития? Если нет - создайте ее. Наличие плана развития в глазах инвестора выглядит очень привлекательно. При необходимости прибегните к услугам специалистов.
- Долгосрочные контракты с арендаторами / поставщиками товаров или услуг очень важны, а вот устные договоренности подтвердить будет затруднительно.
- Приведите финансовые документы в порядок. Совсем не факт, что на момент продажи бухгалтер или налоговый консультант поддерживали бумаги в том виде, который нуженинвестору. Минимизация налогообложения и выполнение требований налогового ведомства – не то, что вам нужно для успешной продажи бизнеса по максимально выгодной стоимости.
- Ваш главный актив – кадры. Если покупатель планирует сохранить и развивать этот бизнес, а ваш персонал состоит из высококвалифицированных кадров – предоставьте покупателю гарантии, что сотрудники не покинут фирму.
- Если у вас 100% надежное управление, вряд ли будущему собственнику понравится зависимость от пары сотрудников, лояльных к вам, но не имеющих никаких обязательств перед ним.
- Если у предприятия есть проблемы, то они наверняка будут выявлены при проведении переговоров. Не бойтесь говорить об этом покупателю, заранее подготовив возможные варианты решения проблем.
- Проконсультируйтесь у юриста, не возникнет ли какие-либо законодательных препятствий, способных помешать заключению сделки в стране, где продается ваш бизнес.
- Постарайтесь на начальном этапе общения выяснить серьезность намерений покупателя. Соотношение интересантов к реальным покупателям, в частности, в России, составляет примерно десять к одному.Под интересантом мы подразумеваем любознательного человека, задающего множество вопросов, имеющего желание приобрести бизнес и/или недвижимость, но не имеющего:
- реальной (финансовой) возможности это сделать; и/или
- четкой и обоснованной потребности приобретения; и/ или
- намерения купить бизнес / недвижимость в течение определенного времени.
Наконец, если вы остро нуждаетесь в продаже бизнеса – скрывайте это изо всех сил.
Полный текст статьи размещен на сайте компании.