Продолжаем экономить
В кризисное время арендаторы искали более доступные предложения по арендным ставкам, а также, в связи с сокращением персонала, офисы меньшей площади. На сегодняшний день ситуация начинает меняться, однако не так динамично, как хотелось бы собственникам. Но проблема переезда в новые офисы и обустройство офисного интерьера остается актуальной практически во все времена.
Аренда на привычных условиях
О возрождении рыночной активности девелоперов и арендаторов можно судить по увеличению активности на рынке интерьерных решений. Руководитель проектного бюро компании — производителя систем перегородок «Астарта Престиж» Илья Старостин, анализируя заказы собственной фирмы, отмечает активизацию клиентов: «Нынешние проекты можно разделить на две категории. Первые — действительно большие объекты, их заказчиками являются крупные компании, крепко стоящие на ногах и не пострадавшие от кризиса. Вторые — небольшие заказы, поступающие от фирм, удержавшихся на плаву в непростое время и переезжающих в новые офисы или обустраивающих помещения для недавно набранного персонала. Стоит отметить медленное увеличение доли проектов, связанных с первичной отделкой помещений в новых бизнес-центрах и вызванных снижением объемов строительства в кризисный период. Однако уже в ближайшее время мы ожидаем оживления в этом сегменте».
По словам генерального директора консалтинговой компании «Концепт Лоджик» Кирилла Толмачева, на сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости нестабильная ситуация, сложившаяся еще в кризисный период, практически не изменилась. Однако кризисные события, повлекшие за собой существенные перемены в поведении игроков рынка, отходят на второй план, медленно возвращая ситуацию в прежнее русло.
Сокращение офисных площадей и поиск более дешевых предложений на рынке аренды сменился интересом к высококлассным объектам, хотя бизнес-центры класса В и В+ по-прежнему остаются востребованными. В итоге за этот год средняя ставка аренды увеличилась на 1—2%. Теперь аренда офисных помещений класса А составляет около $1200, а класса В — от $500. Наиболее востребованным форматом сейчас являются помещения площадью до 200 кв. м. Кроме того, многие бизнес центры, планируемые к вводу до конца 2010 года, стараются предусмотреть наличие помещений от 20 до 80 кв. м.
Еще одной отличительной чертой кризисного периода на рынке аренды офисной недвижимости являлось сокращение сроков аренды: компании не были готовы бронировать офисные метры на несколько лет вперед. На сегодняшний день эта тенденция изменилась слабо, но уже кое-где появляются крупные холдинги, готовые подписать договоры по аренде на долгий срок.
Если в кризисный период арендодатели были готовы пойти на различные уступки ради клиента, предлагая всевозможные скидки и бонусы, то сейчас эта тенденция снизилась. Объекты с выгодным местоположением и комфортными площадями перестали предоставляться со скидками или пересматриваться в договорах аренды. Более того, владельцы наиболее ликвидных помещений уже пытаются диктовать арендаторам свои условия.
Однако о полной стабилизации говорить еще рано, ведь на рынке еще остаются мало востребованные бизнес-центры, ставки в которых по-прежнему остаются сниженными на 25—50%.
«По прогнозам экспертов, в ближайшее время дефицит коснется офисных помещений с отделкой, площадью до 500 кв. м, с удобным местоположением и хорошей транспортной доступностью», — считает Кирилл Толмачев.
Рынок начинает оживать, и среди арендаторов становятся заметны представители малого и среднего бизнеса — компании, оказывающие юридические, дистрибьюторские, консалтинговые услуги. А вот для собственника помещения при сдаче офиса в аренду по-прежнему важным остается стабильность компании-клиента и его платежеспособность.
Экономя, можно и покапризничать
Компании, твердо стоящие на ногах, начинают подыскивать новые помещения, но, учитывая широкий выбор офисных площадей, могут быть требовательными к выбору офиса. Например, для компаний, планирующих зону open-space, критериями выбора помещения становятся просторная планировка помещения, максимальная естественная освещенность, хорошая вентиляция. А вот собственники, в работу которых входит прием и обслуживание посетителей, например банки или страховые компании, отдают предпочтение помещениям на первом этаже с собственным входом.
Однако проектные работы — это тот этап обустройства, на котором опасно экономить. В процессе обустройства помещения необходимо руководствоваться сразу несколькими комплектами документации: архитектурным, инженерным и дизайн-проектом. С экономией здесь поможет выбор подрядчика, осуществляющего весь комплекс работ, начиная от разработки интерьера офиса и заканчивая монтажом конструкций собственного производства. Это позволяет сэкономить не только на стоимости самого проекта, но и сократить затраты за счет грамотного взаимодействия подрядных организаций.
«Очень важно, чтобы работа дизайнеров, архитекторов, специалистов, отвечающих за инженерные коммуникации, была слаженной. В противном случае возможны нестыковки, которые влекут за собой дополнительные расходы», — утверждает дизайнер интерьеров Татьяна Амбарцумова.
Бережем квадратные метры
Подходы к планировке рабочего пространства сегодня практически не изменились, соответствуя основным бизнес-процессам. «Из-за кризиса компании стали экономить на рабочей площади, активно используя, например, системы open-space», — рассказывает Илья Старостин. Этот метод организации пространства уже прижился в российских офисах, и теперь редкая компания предпочтет планировку отдельных кабинетов открытому офисному пространству. К тому же планировка в стиле open-space позволяет сберечь до 20% пространства за счет оптимального расположения сотрудников и грамотного размещения оргтехники.
Посткризисные условия начинают оживлять собственников и арендаторов в вопросах обустройства комфортного рабочего пространства. Если во времена нестабильной экономической ситуации организации не выделяли в офисе место под зоны отдыха персонала, то сегодня во многих помещениях можно увидеть и большие столовые, и курительные комнаты, и зимние сады. К тому же такой способ организации становится не только хорошей мотивацией сотрудников, но и подчеркиванием высокого уровня корпоративной культуры.
Выгодное исполнение
Финансовый кризис сказался и на выборе отделочных материалов, поэтому теперь строителям потребуется долгое время, чтобы убедить заказчиков приобретать дорогие отделочные материалы.
Компании отдают предпочтение прежде всего экономичным и функциональным решениям, обращая внимание не на престиж марки и новизну коллекции, а на высокие функциональные характеристики. Например, сегодня такие дорогостоящие решения, как цельностеклянные и шпонированные перегородки с использованием ценных пород дерева, по востребованности уступают экономичным вариантам. Самое популярное заполнение — плиты ЛДСП. «В таких случаях большая ответственность возлагается на дизайнера, — утверждает Татьяна Амбарцумова. — Его основной задачей становится сделать красивый и стильный интерьер с применением недорогих материалов. Должно пройти немало времени, чтобы компании стали использовать более дорогостоящие материалы».