Памятники истории и архитектуры под надежной защитой государства
Итогом года стали парламентские слушания на тему «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ: программный подход и законодательное обеспечение», организованные Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
По озвученным на парламентских слушаниях данным, в настоящее время в едином государственном реестре объектов культурного наследия зарегистрировано более 156 тыс. объектов, из них около 56 тыс. – это объекты археологического наследия. Причем почти 18 процентов из них находятся в плачевном состоянии, а более 3 тыс., и вовсе полностью утрачены.
Для того чтобы работа с этими объектами отвечала современным реалиям, стала эффективной и удобной, в том числе для регионов, депутаты, совместно с сенаторами от регионов, подготовили и внесли в Госдуму законопроекты, призванные упорядочить и упростить процесс содержания ОКН, а также сделать более очевидным порядок определения наличия объектов археологического наследия.
В планах осуществить всероссийскую инвентаризацию, которая позволит в дальнейшем сформировать индивидуальные для каждого ОКН «дорожные карты» с указанием четких сроков их реставрации и обновления. Кроме того, парламентариям предстоит разработать порядок исключения из Единого государственного реестра ОКН, которые ранее попали туда необоснованно, а таких сейчас около 3,5 тыс. Что усложняет работу по их восстановлению и реинтеграции в общественное пространство городов.
При анализе ситуации в отрасли было выявлено и то, что вопросами управления историко-культурным наследием, в регионах занимаются разные ведомства, относящиеся как к социальному блоку, так и к сфере культуры или строительства. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с предложением создать единую управленческую вертикаль под руководством Министерства культуры, которая возьмет на себя вопрос кураторства ОКН по всей стране.
Министром культуры Ольгой Любимовой на заседании Совета Федерации поднимался вопрос о необходимости подготовки квалифицированных кадров для реставрационной работы. В том числе предлагалась пересмотреть образовательные стандарты по специальности строительство и добавить блок, связанный с расширением компетенций в области реставрации.
Высокая оценка была дана действиям частных инвесторов, которые вкладывают свои средства в то, чтобы дать ОКН вторую жизнь, сделать их привлекательными и приносящими доход. Несмотря на то, что им приходится сталкиваться с бюрократической волокитой, которая занимает месяцы, а порой даже годы.
Для того чтобы частным инвесторам было интересно заниматься памятниками и объектами культурного наследия, необходимы меры государственной поддержки и регламентированные, четки правила игры на этом рынке.
Предлагаемые меры для привлечения частных инвесторов
снятие избыточных бюрократических барьеров;создание программы льготного кредитования для компаний осуществляющих реставрации ОКН; запуск в тестовом режиме цифровой платформы наследие.дом.рф, на которой представлена информация об объектах для восстановления из 60 регионов. В перспективе платформа станет «единым окном» для субъектов, занятых в реализации проектов реставрации и редевелопмента ОКН. Она поможет наладить взаимодействие инвесторов с остальными участниками процесса, что значительно ускорить инвестиционно-строительный цикл и даст возможность отслеживать процесс восстановительных работ на всех этапах. Уже сейчас инвесторы могут выбрать объект по интересующим параметрам, среди представленных на платформе, о и принять решение об инвестировании.На протяжении года велась работа с нормативно-правовой базой, регулирующей ОКН. В апреле вступил в силу 472-ФЗ от 04.08.2023 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"».
Документ уточняет требования к осуществлению деятельности в границах территорий ОКН, и выявленных ОКН, а также особенности режима использования земельных участков (ЗУ), водных объектов или их частей, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.
Согласно вступившим в силу изменениям, на территорию выявленного ОКН, не являющегося достопримечательным местом, распространяются требования к осуществлению деятельности в границах территории ОКН. Это значит, что территория, на которой расположен объект в промежуточной стадии, который формально пока не получил еще охранный статус, подлежит такой же охране, как и уже внесенная в реестр. Например, выявленные ОКН нельзя сносить.
Кроме того, определены виды деятельности, осуществление которой разрешается на территории выявленного ОКН — достопримечательного места (ДМ). Такого перечня раньше не было. Сейчас стало однозначно понятно, что на данных территориях можно проводить:
– работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории ДМ;
– работы, направленные на обеспечение сохранности историко-градостроительной или природной среды выявленного ОКН — ДМ;
– текущий ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства (ОКС) без увеличения их объемно-пространственных характеристик;
– строительство объектов капитального строительства (ОКС) в целях воссоздания утраченной градостроительной среды или в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды ОКН, а также ограниченное строительство и реконструкцию ОКС.
Завершился год принятием Федерального закона от 13 декабря 2024 г. N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
В нем уточнены некоторые вопросы проведения государственной историко-культурной экспертизы. Минкультуры вернули полномочия по установлению порядка аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Экспертиза будет проводиться на основании договора, заключенного с аттестованным физлицом или с организацией, в трудовых отношениях с которым состоят не менее трех аттестованных специалистов.
Но сложность данного вопроса в том, что для того, чтобы объективно оценить объект или территорию нужно исходить из этических, общечеловеческих норм, глубоко понимать, наличие в них ценности с точки зрения истории, археологии, архитектуры, искусства, градостроительства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Ведь каждый объект ОКН, о котором идет речь за сухим языком нормативных актов, является свидетельством эпохи, источником информации о прошлых поколениях, частью культурной и национальной идентичности.
Работа с такими объектами связана как с возможностями, так и с ограничениями. Для того, чтобы вдохнуть в них новую жизнь, не достаточно только желания и финансовых возможностей, нужно проводить научно-исследовательские, изыскательные, проектные работы, прежде чем приступить непосредственно к производственным работам.
Редевелоперы должны помнить, что каждый памятник отражает определенный исторический пласт, имеет свой архитектурный стиль и является частью культурного кода с которым себя ассоциируют горожане. Это готовый бренд с которым можно работать.
Высокая зарегулированность работы с объектами ОКН — проблема, о которой нужно говорить, это всегда, безусловно, острая дискуссия: какие символы и наследие мы оставим поколениям. И что они увидят, и захотят ли они увидеть здесь: памятник или архитектуру, законсервированное место или работающий проект, будет это наследие или наследство.
Та правовая перегруженность, работа с которой началась в последнее время, это следствие того периода, когда общество, люди, бизнес, власть только созревали, пока не были сформированы устойчивые понятия градостроительной архитектурной эстетики, урбанистики. Был период, когда объекты культурного наследия варварски перестраивались, обрастали надстройками, беспощадно сносились. Их нужно было защитить. Но сегодняшняя защита, мешает к ним подступиться даже с благими намерениями. Порой они остаются заброшенными и без должного рачительного подхода, разрушаются, уходят в землю и становятся полностью недоступными для людей, недоступными для бизнеса. Историческое наследие должно быть рабочим, интегрированным в среду, экономически востребованным и те законодательные инициативы, которые звучали в прошлом году, заложили хороший фундамент для грядущих положительных изменений.
Сергей Колесник
Основатель редевелоперской компании “Колесник”