Эксплуатация в условиях высокой заполняемости: новый вызов для FM-компаний
Рекордно низкая в этом году вакантность во многих сегментах коммерческой недвижимости — безусловно, позитивный тренд для собственников и управляющих компаний. Однако она сопряжена с дополнительными сложностями. С какими именно — рассказали в MD Facility Management.
Высокой заполняемости и посещаемости часто сопутствует ускоренный износ отделки, материалов и оборудования во всех зонах — от лифтов до кранов в санузлах. В обычной экономической ситуации это не является проблемой. Но в 2024-м условия сложились нетипичные для FM-компаний.
Предпосылки для этого сформировались в предыдущие годы. В 2022 и 2023 гг. фасилити-операторам приходилось работать в условиях нарушенной логистики, нехватки специалистов, скачков курсов валют и ставок по кредитам. Кроме того, перед ними стояла необходимость оптимизации затрат, т.к. увеличилась вакантность и снизилась доходность объектов.
“«В 2024-м вызовы предыдущих двух лет никуда не делись. Но к ним добавились новые: в офисной, торговой, складской недвижимости заполняемость и посещаемость вернулись на докризисный уровень, а с ними — и привычный темп эксплуатации. При этом задача оптимизации затрат осталась одной из ключевых, несмотря на восстановление заполняемости», — отметил Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management.”
Сейчас, в новых реалиях, FM-компаниям важно одновременно действовать в трех направлениях.
Во-первых, еще более активно, чем раньше, работать над пополнением складских запасов. «Расходники» для уборки и ремонта, строительные материалы, запчасти для оборудования должны быть закуплены впрок. Такой подход позволяет избежать дефицита и приобретать все нужное большим оптом до очередного подорожания, что дает ощутимую экономию на фоне постоянного роста цен. Часто хранение организуют непосредственно на объекте. Это ускоряет реагирование ответственных служб на внезапные поломки. Правда, здесь необходимо и баланс найти: с учетом текущих ставок кредитования содержание больших запасов крайне затратно.
Во-вторых, искать новые способы замещения ушедших брендов, т.к. постоянно меняется и логистика, и цены у поставщиков.
В-третьих, фокусироваться на привлечении и мотивации специалистов, на которых во многом «держится» решение проблем. В 2024 году это специалисты по подбору персонала, уборщицы и дворники, инженеры среднего звена.
“«Эффективный рекрутинг актуален для всего рынка, но для FM-компаний — особенно, т.к. для обслуживания объектов требуется большой штат, а его подбор и есть одна из основных компетенций. При этом чистота в здании и исправность инженерных систем — основное, что замечают резиденты и посетители. Поэтому линейный персонал в условиях высокой заполняемости также стал одной из самых значимых позиций», — подчеркнул Борис Мезенцев.”