Рынок посуточной аренды жилья впал в кому
Посуточная аренда жилья в Москве еще не так давно был самым доходным сегментом рынка. Прибыль от краткосрочного найма была выше чем от долгосрочного в два раза. В период праздников разница становилась еще более заметной.
Ситуация на рынке
Ситуация в стране и мире внесла свои коррективы во все сферы экономики. Рынок краткосрочной аренды жилья в столице не стал исключением. Продление ограничительных мер не лучшим образом сказывается на спросе. Пока в Москве действует пропускной режим, не будет туристов, бизнесменов и командировочных. Значит, не будет и желающих арендовать жилье на несколько дней.
Спрос на данном рынке упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%. Специалисты ЦИАН говорят о цифре в 46%. Спад активности в апреле составил 50%, а в мае 30%.
Те, кто все еще предлагает посуточный найм, с целью привлечения клиентов вынуждены снижать цены. По сведениям ЦИАН стоимость краткосрочной аренды упала минимум на 10%. В феврале за ночь в среднем брали 3100 рублей. Сейчас можно воспользоваться аналогичным объектом за 2800 рублей в сутки. По данным специалистов отдела «Недвижимость» сервиса «Авито» состояние рынка еще хуже. Они говорят о снижении арендной платы на 25%: с 2400 рублей до 1800 рублей.
Диверсификация рисков
Управляющие компании и владельцы недвижимости трезво оценивают сложившуюся ситуацию, потому стали искать пути выхода из кризиса. Среди самых радикальных мер: предлагаемые ими скидки, арендные каникулы и отказ от предложения неликвидных объектов.
Рантье, чтобы минимизировать убытки, окупить расходы на обслуживание недвижимости и субаренду, приходится переориентировать бизнес на средне- и долгосрочные контракты. Так поступили примерно 43% владельцев столичных квартир. Оказалось, что помещения востребованы местными жителями. Квартиры снимают для использования в качестве домашних офисов, если по какой-то причине нет возможности работать из дома. Спрос поддерживают и иностранцы, которые не могут покинуть страну ввиду того, что границы закрыты. Указанные категории клиентов арендуют жилье на средне- и краткосрочной основе.
Одно из агентств, которое до кризиса предоставляло в краткосрочную аренду больше десятка квартир, вынуждено было принять несколько неожиданное решение. Когда стоимость суток упала с 2800 рублей до 1500 рублей, все свои объекты компания перепрофилировала под долгосрочный найм. А потом арендовали сельхозугодья, привели их в порядок и занялись выращиванием овощей.
Риэлторы отмечают значительный рост спроса на посуточную аренду загородных домов. Очень востребовано такое направление как организация корпоративных мероприятий на подобных площадках. Здесь отмечается даже рост суточной аренды на 40%. Людям хочется отдохнуть на природе. Закрытые территории подходят для этого как нельзя лучше. В коттедже собираются семьей или небольшой компанией. В целях безопасности арендодатели проводят обеззараживание помещений после каждого заезда, выдерживают суточный перерыв между ними. Несмотря на рост арендных ставок на загородную недвижимость в целом рантье отмечают падение прибыли по сравнению с прошлыми периодами.
Перспективы
В первых числах мая в «Мире квартир» отметили рост числа просмотров посуточной аренды. Надежды на восстановления состояния рынка до докризисных объемов напрямую связаны со сроками снятия всех ограничений. Отмена только самоизоляции — не панацея. Этого недостаточно, чтобы вернуть гостей столицы. Четвертая часть всех приезжих — это иностранцы. Значит, пока не откроют границы, этой категории клиентов не будет.
Внутренний туризм вряд ли сможет полностью возместить спрос, обеспечиваемый иностранцами. Хотя межрегиональное сообщение откроется раньше, чем международное, большинство сограждан не станет рисковать и отправляться в путешествия без веских причин. Также следует помнить о снижении реального дохода населения. Туризм не относится к первоочередным потребностям, потому на нем станут экономить в первую очередь.
Еще одна проблема — активизация конкурентного рынка. Отельеры в период кризиса значительно снизили цены. Они ожидают еще большее падение спроса на гостиницы, на отказ от их услуг в пользу квартир. Скопление приезжих в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации отпугивает. Изолированность квартир, их расположение в районах сравнительно устойчивого социума в современной ситуации становится значимым конкурентным преимуществом.