Московским владельцам торговых центров в наступившем году понадобятся дополнительные 200 млн рублей и более на эксплуатацию
«Пустующие площади – головная боль владельцев ТЦ не только потому, что они не приносят прибыли, но еще и потому, что их все равно приходится обслуживать. Даже если исключить необходимость уборки, техническая эксплуатация и охрана им нужны постоянно», – отмечает операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев.
Соответственно, и объем FM-услуг по факту выхода новых площадей соразмерно вырастет на 150 тыс. кв. м.
В MD Facility Management подсчитали стоимость содержания среднего ТЦ, площадью 50 тыс. кв. м. При отсутствии арендаторов годовая стоимость FM-услуг составит порядка 39-46 млн рублей (техническая эксплуатация 21-24 млн рублей за год, профессиональная уборка – 15-18 млн, охрана – 3-4 млн). Однако, если речь идет о районном формате средней площадью 15-20 тыс. кв. м (а новый ввод, согласно отчету NF Group, сформирован, в основном, именно «районниками»), базовая ставка обслуживания в пересчете на 1 м кв. увеличивается примерно на 15%. «Увеличение цены в расчете на квадратный метр объясняется тем, что не все затраты сокращаются строго пропорционально площади. В первую очередь это касается управленческих затрат руководителей направлений по технической эксплуатации и основных средств», – объясняет Борис Мезенцев.
С учетом наценки за «мелкий формат» рост рынка FM-услуг в торговом сегменте Москвы составит 135-159 млн руб. в год. Такова суммарная стоимость обслуживания новых торговых площадей без арендаторов.
Но это еще не все, платить придется и по счетчикам. Потребление тепла, электроэнергии, воды суммарно обойдется примерно в 75 млн.
Таким образом, на содержание всех столичных торговых и торгово-развлекательных центров в 2023 году игрокам рынка придется заплатить, как минимум, на 210 миллионов больше, чем в прошедшем. И при прогнозируемом аналитиками уровне вакантности значительная часть этих расходов ляжет на плечи собственников объектов.