«Медосмотр» малого и среднего бизнеса
Прежде чем говорить конкретно о малом и среднем бизнесе, взглянем на экономическую ситуацию в целом. По итогам первого полугодия 2013 года в России отчетливо обозначилась стагнация. Рост ВВП серьезно замедлился, индекс промышленности «пополз» вниз, и из страны по-прежнему идет многомиллиардный отток капитала. Цены на нефть, слава богу, пока растут. Но в то же время доллар, который поднимается благодаря политике Центробанка, не может не вызывать тревогу. Напомним, в кризисном 2008 году валюта США была тоже, как говорят биржевые маклеры, «на хаях». То есть на максимальных отметках.
Важно отметить, что главные инструменты по стимулированию малого и среднего бизнеса — льготное кредитование, «щадящее» налогообложение, снятие административных барьеров — так и не настроены. И утверждение о том, что российский бизнес не живет, а выживает, абсолютно справедливо.
В общем, негативных изменений в российской экономике более чем достаточно. Это уже успело затронуть многие крупные корпорации, но малый и средний бизнес пока «на плаву».
Если говорить об отраслях, то на сегодняшний момент малый и средний бизнес представлен в нескольких значимых сегментах: торговли и услуг, операций с недвижимостью, строительства, а также обрабатывающего производства. Львиную долю в общем обороте занимает торговля и услуги. У этого сегмента сейчас дела идут относительно неплохо, потому что там всегда есть потребители. Что касается производства, то оно уже почувствовало на себе последствия стагнации.
Давайте посмотрим на статистику
Главный показатель небольших компаний — оборот — пока в норме (см. график 2). Подчеркнем, что «норма» — то слово, которое лучше всего характеризует развитие малых и средних предприятий. Ему соответствует школьная оценка «удовлетворительно». Ведь сказать, что дела идут плохо, нельзя: все-таки в первом квартале 2013 года снижение оборота произошло в рамках допустимого, да и вообще в январе, феврале и марте показатели всегда хуже обычного. Но до «хорошо» мы тоже не дотягиваем: ощущаемого роста как не было, так и нет. Инфляция ежегодно «съедает» не меньше 10% (по официальной статистике, за последние 5 лет инфляция составила 44,74% (см. график 3), но, как говорят даже сами чиновники, в реальности эта цифра больше). И реальные доходы существенно не увеличиваются. В этом, безусловно, и есть признаки начала стагнации.
Все эти процессы находят отражение в недвижимости, а именно, в динамике цен за квадратный метр. Когда малый и средний бизнес находится на пике, мы видим рост стоимости как торговых, так и офисных площадей. И наоборот: предпринимательство на спаде — цена снижается.
Последние три года стоимость квадратного метра тяжелой поступью шла вверх. Начало 2013 года также радовало инвесторов: в офисной недвижимости цена скакнула с 72 до 77 тысяч рублей за кв. метр, а в «торговле» амплитуда колебания была еще «увесистее» — с 83 до 93 тысяч рублей. Но с апреля рост цен остановился, а дальше пошла корректировка в сторону понижения. Определенно в этом есть и сезонный фактор, но, на наш взгляд, «сползание» цен связано также и с экономикой.
Статистика показывает, что среднедушевые доходы России — почти константа (см. график 4). За последние пять лет показатель колебался на одном уровне — 10—12 тысяч. Да, доходы растут (пожалуй, один из немногих индикаторов, который внушает оптимизм), но происходит это предельно медленно. Соответственно, потребительский спрос благодаря инфляции постепенно падает.
Резко фактор пониженного спроса на экономике не отразится, но через некоторое время это скажется на всех отраслях, в том числе и на малом и среднем бизнесе. Чистая прибыль предпринимателей вначале «заморозится», а потом, вероятнее всего, будет сокращаться. Временные рамки событий, конечно, могут быть сдвинуты за счет политики правительства (в частности, 13 сентября, когда будет заседание Центробанка России, может быть снижена ставка рефинансирования). Но спасательные меры смогут лишь отсрочить «воспалительные» процессы, а не отменить их.
Таким образом, возвращаясь к вопросу недвижимости, можно заключить: условий для роста цен на коммерческие площади нет никаких. При естественном развитии рынка они должны повторить судьбу потребительского спроса и бизнеса: вначале «застыть», а потом пойти на спад.