Через полтора-два года на рынке жилой недвижимости Кургана возможен очередной спад цен

02.06.2013
523 +1
№ 485
Средняя стоимость квартир в Кургане составила в мае 2013 года 42 052 руб. за кв.м., что на 0,47% больше чем месяцем ранее, но на 0,19% меньше чем в начале года. По сравнению с маем 2012 года стоимость данного типа жилья в городе увеличилась на 6,32%. Вместе с тем за последние 12 лет квартиры в Кургане подорожали почти в 12 раз. С4170 рублей за кв. метр в мае 2000 года их стоимость увеличилась до42 052 руб. за кв.м. в мае 2013.

На этом фоне отмечаемое повышение цен носило не однозначный характер, что в ряде случаев позволяло инвесторам заработать, а конечным пользователям жилья сэкономить значительные суммы средств. Знание истории динамики цен позволяет правильно использовать их колебание при грядущей покупке или продаже квартиры.

Например, конечным покупателям жилья полезно знать, что разрыв между декларируемыми и фактическими ценамипрактически сходит на нет в период резкогороста цен нарынке. Т.е. продавцы неохотно предоставляют дисконт в период роста рынка. Во время спада такового скидки становятся вполне обычным делом и на примере Кургана могут составлять в среднем 3-5% от запрашиваемой цены. Влияние на наличие дисконта оказывают и сезонные факторы. Так традиционно с марта-апреля по июль- август рынок жилой недвижимости Кургана характеризуется минимальным размером дисконта и, как правило, меньшими темпами роста самих цен. С июля-августа по март-апрель дисконт практически удваивается. Исключение составляет лишь январь, когда на рынке происходит пост праздничный спад деловой активности.

Еще одну возможностьэкономии или наоборот заработка средств предоставляет цикличное развитие рынка. В настоящий момент Кургану остается полтора-два годадо завершения очередного цикла и как следствие смены роста цен их фиксацией и спадом. В отличие от обвала 2008-2009 годов очередное снижение цен в городе будет носить характер отскока заключающегося в 5-7% снижение цен с их последующим ростом на величину большую, чем до спада. Однако столь мягкое снижение цен возможно лишь при стабильной макроэкономической ситуации в стране. В случае же наступления очередной волны кризиса снижение цен может составить около 30%. Именно настолько таковые снизились в период кризиса 2008-2009 годов.

Вместе с тем площадь квартир, их планировка, месторасположение и прочие технические характеристики так же являются факторами, содействующими как экономии, так и преумножению средств. Так малогабаритные одно и двухкомнатные квартиры площадью до 50 кв. метров традиционно генерируют наибольший арендный доход. Таковой для данного сегмента квартир на 1-3% больше чем для крупногабаритных квартир площадью свыше 50 кв. метров. Так если квартиры площадью до 50 кв. метров генерируют доход в размере 4,5,% то их большие аналоги обогащают своих владельцев в среднем на 3,5% в год от собственной стоимости. При этом в ряде случаев небольшие и дешевые квартиры в удаленных районах города способны приносить доход в размере до 7% в год. Однако это действительно лишь для немногих качественных объектов, чья низкая цена обуславливается, прежде всего, незначительной площадью, а не плохим состоянием.

На этом фоне конечные покупатели жилья в период кризиса могут надеяться на большое снижение стоимости крупногабаритных квартир. Как правило, однокомнатные квартиры в период экономической нестабильности пользуются наибольшим спросом, а следовательно характеризуются и большей устойчивостью цен. Это обуславливается тем, что данное жилье дает возможность наиболее дешевого входа на рынок, а так же используется многими инвесторами для сохранения средств в кризис. Крупногабаритные апартаменты в период нестабильности приобретаются в основном для улучшения жилищных условий за счет продажи уже имеющихся квартир меньшей площади.

В целом же рынок жилой недвижимости Кургана продолжит зеркально отображать ситуацию на общенациональном рынке жилой недвижимости России. В среднесрочной перспективе для него будет действителен последовательный рост цен при сохранении положительного макроэкономического фона.

Автор публикации E-Агентство Promo