Эффективность взаимодействия Росреестра с органами муниципального земельного контроля в Курганской области
Земля рассматривается как объект недвижимости и одновременно как природный ресурс, как объект хозяйствования, в ряде случаев как основное средство производства.
Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление) с весны 2012 года работает над активизацией муниципального земельного контроля (далее - МЗК). С целью пополнения бюджетов муниципальных образований путём поступления земельного налога, арендных платежей на территории Курганской области, а также реализации своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специалисты, осуществляющие функции МЗК, проводят проверки соблюдения земельного законодательства, в результате которых устанавливают наличие или отсутствие нарушений в указанной сфере.
На текущий момент Управлением заключено с муниципальными образованиями 287 соглашений о взаимодействии и оказании методической помощи при осуществлении МЗК.
В настоящее время в Курганской области назначено 75 уполномоченных лиц, осуществляющих МЗК (в 2016 - 81, 2015 - 89, 2014 - 140, 2013 - 137, 2012 - 89). По итогам восьми месяцев 2017 года органами муниципального земельного контроля в Управление представлено 768 материалов о нарушениях земельного законодательства (131,5% к АППГ), по этим материалам привлечено к административной ответственности, либо объявлено устное замечание - 162 лицам (80,2% к АППГ),наложено административныхштрафов на сумму 755 тыс. руб. (108,5% к АППГ), взыскано 617,45 тыс. руб. (129,7% к АППГ).
По мнению Управления с высокой нагрузкой работают специалисты муниципального земельного контроля в Макушинском, Половинском, Варгашинском, Каргапольском, Мишкинском районах. Положительная динамика наблюдается в городе Кургане, Кетовском, Куртамышском, Далматовском, Катайском, Шатровском и Петуховском районах. Несомненно, основная заслуга в налаживании работы по данному направлению принадлежит специалистам Управления.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что в ряде районов Курганской области имеются проблемы организации осуществления контрольно – надзорных полномочий, специалисты муниципального земельного контроля которых работают в недостаточных объемах для получения положительных результатов. Территориальные отделы, проделали большую работу по информированию органов местного самоуправления о порядке осуществления контрольных функций через средства массовой информации и при проведении рабочих встреч. Но, не смотря на это, многие муниципальные образования так и не начали работать с достаточной нагрузкой.
Как показала практика Варгашинского района, самой оптимальной схемой организации МЗК, в настоящее время, является передача полномочий по осуществлению контрольных функций из сельских муниципальных образований - в администрации районов. В этом случае МЗК финансируется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов сельских поселений в бюджет района на основании соглашений между органами местного самоуправления поселений района и администрацией района о передаче части полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Это позволяет районным администрациям принимать в свой штат сотрудников, основной обязанностью которых является проведение проверок на территории всего района. Данная практика доводится сотрудниками Управления до глав муниципальных образований при проведении рабочих встреч и совместных совещаний. Кроме того, такая схема реализации полномочий в сфере МЗК повышает эффективность работы специалистов органов местного самоуправления.
В соответствии с распоряжением от 13.02.2017 Росреестра № Р/0024 «Об оценке эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росреестра» введен показатель, отражающий эффективность взаимодействия ТО Росреестра с органами муниципального земельного контроля. В августе 2017 года такой показатель равен коэффициенту 14,23.
На основании вышеизложенного, считаем что, в Курганской области работа органов местного самоуправления по МЗК развивается, наблюдается положительная динамика. Но процесс по области происходит неравномерно, а нивелирование показателей, путем повышения данных отстающих - резерв в развитии МЗК.