Конфликт интересов: как чиновникам подрабатывать, не нарушая закон

24.08.2018
562 +1
№ 1964
В ходе прошедшей в Управлении Росреестра по Курганской области «горячей» телефонной линии по вопросам противодействия коррупции прозвучал вопрос, касаемый выполнения госслужащим иной оплачиваемой работы. Специалисты ведомства дали абоненту развернутый ответ.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 79-Ф3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Анализируя представленное указанной нормой служащему право заниматься иной оплачиваемой работой, необходимо отметить следующее:

1) уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу;

2) отсутствие требования о получении согласия представителя нанимателя;

3) отсутствие права представителя нанимателя запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Соответствующие разъяснения даны в письме Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.09.2008 № 2796-17 «О разъяснении положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако в случае, когда представителю нанимателя стало известно о возникновении личной заинтересованности гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, он в соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов. Например, обратиться в комиссию государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Вместе с тем для гражданских служащих, выполняющих иную оплачиваемую работу, Законом № 79-ФЗ предусмотрено наличие ряда обязательных условий.

Среди них:

1. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении заняться иной оплачиваемой работой.

2. Соблюдение гражданским служащим установленных Законом № 79-ФЗ ограничений (статья 16) и запретов (статьи 17).

В частности, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ установлен запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, установленных Федеральным законом). Установление указанного запрета направлено на предотвращение конфликта интересов, который возможен в связи с участием в деятельности такой организации. Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности (часть 3 статьи 17 Закона № 79-ФЗ).

3. Исключение возможности возникновения личной заинтересованности и, как следствие, конфликта интересов (статья 19 Закона № 79-ФЗ).

Исходя из положений части 3 статьи 19Закона № 79-ФЗ определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Другими словами, конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.

В соответствии с законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день: статья 284 Трудового кодекса РФ устанавливает, что длительность работы по совместительству не должна быть больше половины нормы рабочего времени для указанной должности.