Банковские интерьеры становятся меньше, мобильнее и «интеллектуальнее»
Уменьшение масштабов
Нельзя не признать, что тенденцией большинства розничных банков является постепенный перевод клиентов к устройствам дистанционного обслуживания. Тех, кто освоил интернет-банк и мобильный банк теперь редко встретишь в отделениях. В связи с этим многие российские банки начинают унифицировать сеть офисов обслуживания, которые в условиях автоматизации стали требовать гораздо меньше места.
По словам руководителя направления по работе с банковским сектором группы компаний «ASTARTA», Александра Бандуркина, данная тенденция наблюдается уже не первый год, и для своих клиентов компания все чаще поставляет мобильные и компактные решения – банковские станции, оборудованные всем необходимым: стойкой ресепшн, банковским оборудованием и мебелью, системами видеонаблюдения, связи, контроля доступа и пожаротушения.
Такие pop-up-офисы создаются с помощью быстровозводимых алюминиевых конструкций, брендированы с соблюдением банковского бренд-бука, а варианты зонирования могут быть различными, с учетом требований ЦБ России и строительных норм. Собрать и разобрать такую конструкцию можно в любом необходимом месте: в аэропорту, на вокзале, в торговом центре и т.п.
Сокращение площадей возможно и за счет автоматизации процессов, в частности, перехода на безбумажные технологии.
К примеру, американский банк Wells Fargo, презентуя новую концепцию «банковский супермаркет», выделил созданию специальных зон, в которых персонал и клиенты могут вести дела и обсуждать важные финансовые вопросы, около 90% площади офиса. Достичь этого удалось за счет отказа от использования бумаги.
Еще одним трендом в изменении обликов банковских офисов стал отказ от линий операционистов.
Общение с клиентом происходит кулуарно, а к специалисту его провожает своеобразный консьерж. Поэтому и зонирование пространства в банковских офисах меняется на глазах. По словам отечественных экспертов, в 2015 году на подобное обслуживание таким перейдет более 25% столичных отделений.
Александр Бандуркин считает, что подобная организация рабочих мест сотрудников более выгодна и с точки зрения скорости оформления пространства. Теперь на обустройство рабочих мест сотрудников потребуется гораздо меньше времени, чем на оформление окон приема специалистов. Для быстрой организации потребуется только рабочий стол, мобильные перегородки или экраны для столов и необходимая оргтехника.
«Умные» банковские офисы
Bank of America уже вовсю тестирует возможность конференцсвязи с клиентами, UMB Bank создает рабочие места в отделениях для специалистов online-поддержки, а банк Wells Fargo открывает отделения с одним сотрудником, который с помощью планшета помогает оплачивать счета. Но все это меркнет, по сравнению с инновацией банкоматов будущего от компании Diebold, оснащенных технологией NFC и датчиками движения. Такие банкоматы могут полностью заменить допофисы в таких местах, как аэропорты и магазины. Однако это все в будущем… Сегодня в России пока только зарождается тренд оснащения банковских офисов планшетными компьютерами и бесплатным Wi-Fi для посетителей.
Новые дизайн-решения для банковских офисов
По словам архитектора Тимура Нугаева, в банковских интерьерах сейчас наблюдается тенденция использования эко-материалов в общественных зонах. Но самыми популярными по-прежнему остаются стекло и металл. К сожалению, жесткий бренд-бук банков не дает возможности дизайнерам и архитекторам в полной мере реализовать свои творческие идеи, но в некоторых помещениях, по словам Тимура Нугаева, можно все-таки отойти от привычных правил: ресепшн, холл, кухня, комната для клиентов.
А вот японские коллеги из Bank of China уже давно превратили свой банк в настоящий музей современного искусства. В оформлении фасада головного офиса использованы образы бамука и декоративных элементов, а сами материалы – энергосберегающие, с применением ламп с низким энергопотреблением, выразительной графикой и цифровой техникой. Холл первого этажа предназначен для выставок, семинаров и других мероприятий, причем не обязательно, банковской тематики.
В то же время американский Eastern Bank предусмотрел в интерьере своего офиса большие сенсорные дисплеи на стенах, где в ожидании встречи можно прочитать новости или сыграть с ребенком в видеоигры. А коллеги из First Tech Federal Credit Union сделал с помощью оформления интерьера акцент на том, что его отделение - это не операционно-кассовая площадка, а место, где клиент может получить помощь. Для этого они оборудовали открытое пространство, где клиенты могут разместиться в удобном кресле, а сотрудники, снабженные мобильным оборудованием, с радостью обслужат их в располагающей к общению атмосфере.
Таким образом, на рынке наблюдается прочная тенденция к минимизации и интеллектуальному оснащению банковских офисов. Такие подходы делают банки и их отделения уникальными, а, следовательно, привлекают в них больше клиентов.