Сегодня поиск недвижимости в интернете протекает преимущественно по единому сценарию. И этот сценарий приводит к случайной, т.е. не вполне оправданной покупке. Если покупатель приходит на популярный сайт и жмет кнопку “Поиск”, не заполняя никаких полей в поисковой форме, то сайт, в ответ на такое безрассудство, выдает сообщение наподобие “Найдено слишком много записей. Уточните запрос” или выводит таблицу со всеми вариантами. Например, в Москве такая таблица будет содержать около 120 000 предложений. В зависимости от дизайна, “высота” таблицы составит не менее 2 километров. А время, требуемое для ее изучения, составит около 40 дней непрерывного чтения. В этой ситуации покупатель вынужден “уточнить запрос”, именно вынужден. И тут он и встает на ту тропинку, которая в итоге приводит его к случайной покупке.

Теперь конкретнее. Вначале покупатель ограничивает ценовой диапазон - пожалуй, это единственное рациональное звено в цепи ограничений размера таблицы. Далее покупатель видит, что количество предложений все еще слишком велико и в этот момент начинает совершать ошибки. Он рад был бы их не делать, но сам сайт не предлагает ему других вариантов.

Первая ошибка - ограничение по количеству комнат. Сам по себе этот фактор маловажен. Почему? Практика показывает, что покупатель готов делать перепланировку в квартирах, которые приводят его в восторг своими прочими характеристиками, например, расположением или общей площадью. Вывод: ограничивая базу предложений по количеству комнат, покупатель заведомо лишает себя хороших вариантов.

Вторая ошибка - ограничение географическое. Структура хранения объявлений на сайтах позволяет сортировать недвижимость по районам. Вы не найдете таких видов сортировки, как, например, в километре от МКАД или других сложных вариантов выборки. А что такое граница района? Эта граница создана для разграничения полномочий управляющих органови не имеет отношения к предпочтениям покупателей недвижимости. Во всяком случае, настолько, чтобы отрезать хорошие квартиры, которые расположены всего в 50 метрах от границы выбранного района, только из-за того, что они формально расположены в другом районе. Т.е. на этом шаге мы опять отказываемся от ряда потенциально подходящих квартир без всякой рациональной причины, кроме как облегчения процесса поиска. Однако легкий поиск и эффективный поиск - разные вещи. Тем более, если на кону несколько миллионов рублей. В небольших городах нет необходимости еще как-то себя ограничивать, но в мегаполисах при вышеописанных ограничениях количество объявлений все еще велико. И процедура совершения ошибочных действий продолжается.

Третья ошибка - ограничение по площади недвижимости. Если планка ставится средняя, то серьезного уменьшения выборки не происходит, а если высокая, то еще хуже - в выборке остаются варианты с наименьшей стоимостью квадратного метра, т.е. “помойка”.

Предположим, вариант с “помойкой” покупателя не устраивает. Тогда он совершает целый ряд ошибок, указывая что-то типа: “только с фотографиями”, “не первый - не последний этаж”, “раздельный санузел” и т.д. В этот момент он дробит базу на 2 раздела: первый - корректно заполненные объявления, второй - некорректно заполненные или перекачанные с других баз объявления. К качеству самого жилья такая выборка имеет слабое отношение.

Итак, давайте посмотрим, что же произошло? Условия задачи таковы, что среднестатистический покупатель физически готов просмотреть не более 100 предложений. Да, ему удалось с помощью фильтрации довести количество объявлений до 100, но насколько эта сотня пересекается с сотней идеально подходящих ему вариантов, информация о которых содержалась в базе изначально? По моим оценкам, в итоговый набор попадает от 0 до 30% тех самых идеальных вариантов. Получается, что в самом лучшем случае вероятность удачной покупки сегодня 3 из 10. Печальный факт, особенно для тех, кто мечтал о собственной недвижимости много лет, и еще печальнее для тех, кому предстоят многолетние кредитные выплаты за квартиру, которая ему не совсем по душе.

Описанная проблема появилась не так давно и обусловлена ростом интернет-технологий, позволяющих сводить все объявления в одну базу. Решение проблемы видится сегодня в совершенствовании способов сортировки объектов, а также в использовании шаблонов поисковой выдачи, основанных на среднестатистических предпочтениях.

Автор публикации Uvizor