Как получить компенсацию за плохие коммунальные услуги
Рост тарифов на коммунальные услуги, к сожалению, не приводит к повышению их качества. Многие сталкиваются с тем, что оказываемые услуги далеки от стандартов – в квартире холодно, горячая вода чуть теплая и т.д. Не все знают, что по закону в таких случаях граждане имеют полное право на компенсацию. Об этом рассказал адвокат Олег Сухов.
Коммунальные услуги должны оказываться в соответствии в определенными стандартами. Постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает обязательные требования к водо-, электро-, газоснабжению и отоплению.
Основания для компенсации
Основаниями перерасчета выступает ненадлежащее оказание коммунальных услуг. Перебои в предоставлении ресурсов допустимы, однако, не могут быть больше допустимых периодов времени. Так, ресурсоснабжающая организация имеет право отключить электроэнергию не более, чем на сутки, при наличии у нее одного независимого источника энергии (если их два – не более, чем на два часа).
Перебой в поставке газа не может быть свыше 4 часов. Каждый час свыше установленной нормы уменьшает ваш счет на 0,15%. При этом, такое же правило действует при несоответствии электроэнергии ГОСТам. За газ, качество которого отличается от стандартов, вы платить не обязаны.
Аналогичная компенсация предоставляется и при отключении сверх установленного периода времени горячей и холодной воды. Воду можно отключать не более, чем на 8 часов в месяц (горячую воду – максимум на сутки в случае аварии). Максимальный срок перебоя в поставке воды не должен превышать 4 часов. Те же правила действуют и для водоотведения (канализации). Также вода должна соответствовать санитарным нормам. Если вода идет грязная или с каким-то запахом, то вы можете не платить за нее до тех пор, пока она не станет соответствовать нормам.
Отопление должно соответствовать нормам и отключаться не более, чем на 24 часа в течение месяца. Срок одномоментного отключения зависит от того, насколько снижается температура – если в жилых помещениях она держится на уровне +8°C до +10°C, то срок отключения за один раз не может превышать 4 часов.
Как получить компенсацию?
Первым действием при обнаружении некачественного оказания коммунальных услуг должно стать обращение в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. Сделать это можно, обратившись с письменным заявлением или с помощью телефонного звонка с указанием своих данных и конкретных претензий к услуге. Также вы должны указать адрес, по которому оказана некачественная услуга.
Все эти данные сотрудник компании обязан внести в журнал регистрации. На основании вашего обращения в течение двух часов должна быть проведена соответствующая проверка. По итогам проверки должен быть составлен акт, который и станет причиной перерасчета.
В случае возникновения проблем с управляющей компанией – отказом провести проверку, составить акт или его несоответствие действительности, вы можете обратиться в Госжилинспекцию, которая проведет собственную проверку. Также можно составить и свой акт на основе экспертизы, однако стоит заранее подсчитать примерный размер компенсации, чтобы понять, стоит ли того ее проведение.
Когда результаты проверки будут получены (но перерасчет не произведен), отправьте в управляющую компанию претензию с указанием всех своих требований. К претензии приложите копию акта. Также укажите срок ответа на претензию и то, что в случае неудовлетворения требований вы будете вынуждены обратиться в суд с отнесением на компанию всех судебных расходов.
Практика показывает, что суды чаще всего встают на сторону граждан, если есть все документы, подтверждающие факт некачественного оказания услуг. Размер компенсации, при этом, в большинстве случаев не стоит затрат времени и сил на судебное разбирательство. Однако чаще всего управляющие компании идут на досудебное урегулирование спора, осуществляя перерасчет.