РОСРИЭЛТ

Государство на рынке недвижимости приходит внезапно, берет много, а уходя, гасит всех

07.10.2016

Масштаб беззакония на российском рынке недвижимости столь велик, что его размеры скорее вызывают истерический смех, чем напряженный вопрос: "Кто виноват и что делать?". При существующих масштабах проблем правильнее искать невинных, чем виноватых, причем первым пока что стоит поучиться умению жить у вторых. Так как соблюдение закона в стране скорее является источником проблем, чем их ликвидацией. Пока ситуация не изменится на противоположную российская "недвига" продолжит находиться в серой зоне чей интимный полумрак будет казаться ей приятнее сияния юридической чистоты. К тому же сумрак намного естественнее ведь он окутывает ее с самого рождения - нарезки участков под застройку. Именно в этой зародышевой части любого объекта недвижимости начинает проявляться вышеозначенный принцип.

Земельный беспредел

Более половины земельных участков в России, информация о которых размещена в Государственном кадастре недвижимости не обладают официальными границами. В количественном выражении точно не обозначены 57,8 млн. наделов, что ставит под сомнение сделки с данной землей и возведении в ее границах различной недвижимости. За установление их границ необходимо будет заплатить 7-10 тыс. рублей. Причем если выяснится, что вы пользуетесь соседской землей, вам придется заплатить штраф от 5 до 100 тыс. руб. Больше всего не размежеванных участков на территории Камчатского края, в республиках Ингушетия, Удмуртия, а так же в Кировской, Вологодской, Пензенской, Ульяновской, Костромской и Магаданской областях. Там без точных границ более двух третей наделов. Лучше всего дела с межеванием обстоят в Московской области, Краснодарском крае и Республике Башкортостан. В них очерчено почти 90% всех земель.

Более половины наделов без границ это уже не нарушение - это правило. Так как межевание участков соблюдалось реже, чем нарушалось. Такое возможно лишь в том случае если само межевание воспринималось гражданами как нечто бесполезное и не нужное. Да и в самом деле много ли вы слышали судебных разбирательствах по поводу дележки яблоньки на меже где-нибудь на Вологодчине? Гражданам сподручнее договорится по-соседски, чем платить за межевание наделов, а затем в судах оплачивать работу адвокатов по их подтверждению. Другое дело Московская область или Краснодарский край, где стоимость земли велика, что существенно портит нравы людей. Но там, то и обозначено 90% всех наделов. Так как люди добровольно шли на межевание земли, видя в этом экономический смысл.

Вывод напрашивается сам по себе. На подавляющей части России стоимость дачной земли столь низка, что не оправдывает оплату различного рода бюрократических процедур по ее разграничению. Поэтому люди предпочитали по-соседски решать территориальные конфликты, экономя время и деньги. Однако эта народная мудрость с января 2018 года будет ограничена гениальностью государственных мужей. Таковые вновь принятым законом запретили куплю, продажу, аренду и залог земельных участков без установленных границ. Примечательно, что эксплуатировать данные участки по-прежнему можно. А это значит, что устои существования земельного рынка России вновь не заменены. Как и ранее процедура оформления границ земельных участков возложена непосредственно на хозяев и носит добровольный, заявительный характер. Разумеется, некую необходимость в точных границах участка создает земельный налог или же штрафы за самовольный захват территорий. Однако вряд ли что бы данные причины побудят 58 млн. дремлющих землевладельцев ринуться в землеустроительные конторы.

Зачем же тогда новый закон?

А все просто. Разграничение участков, как и любая другая государственная услуга, принесет в бюджет определенную часть средств. Конечно, заставить всех землевладельцев межевать землю вопреки здравому смыслу не получится. Народ если и не взбунтуется, то денег на это точно не найдет. Поэтому "поделится" вынудили тех, которые уж точно деньги на эти цели имеют. Ведь определяются то границы продаваемого участка! А следовательно оплатить работу бюрократа можно с вырученной от продажи земли суммы денег. А если не захотите платить, то и продать участок не сможете. Ловко, не правда ли? Но не будем безоглядно ругать государство. Ведь деньги полученные бюджетом затем пойдут на выплату, например, пенсий, все тем же землевладельцам.

Почему таковые выплачивались ранее без помощи нового побора, остается без ответа. Хотя... Средства из бюджета можно потратить еще, куда - ни будь...

Что нам стоит дом построить, нарисуем, будем жить

Происходящее на рынке земли с точностью копируется строительной индустрией. В России длительное время отсутствовало четкое понятие самостроя. От такой неопределенности строить в России было легко и приятно, что собственно и делали везде и все кому не лень при полном попустительстве, если не тайном содействии властей. Затем незаконно построенная недвижимость легализовалась или же оставалась в положении объекта, эксплуатация которого была не запрещена, но и не разрешена. Ситуация резко стала меняться с 2006 года, когда была отменена законодательная норма позволяющая физическим и юридическим лицам признавать право собственности на постройки на не принадлежащих им землях. В среднем каждый субъект федерации получил от этого 6 и более тысяч незаконно возведенных объектов недвижимости, что с учетом 85 субъектов федерации составило как минимум 510 тыс. нелегальных зданий. Для сравнения в России ежегодный объем сноса самостроев составляет около 5 тыс. единиц. Согласитесь, что вновь возникшее количество самостроев никакими "ночами длинных ковшей" не искоренить. А, следовательно, возникает вопрос, зачем было плодить такой огромный объем нелегальной недвижимости, чья легализация запрещена, а ликвидация по техническим причинам заведомо невозможна?

К тому же достигнутый результат был признан неудовлетворительным, и власть вновь росчерком пера многократно увеличила численность самостроев и усилила давление на владельцев таковых. Так с 15 января 2015 года вступили в действие законодательные поправки, упрощающие не только ликвидацию самостроя но и расширяющие возможности властей по определению оных. Речь идет о 222 ст. Гражданского кодекса.

Внесенные в нее изменения запретили выдавать право собственности на самовольно построенный объект. Отсутствие права собственности существенно упрощает признание недвижимости самостроем и упрощает ее снос. Ранее на незаконно возведенную недвижимость можно было получить право собственности, что увеличивало шансы отстоять ее в суде и легализовать. Помимо этого местные власти получили право признать самостроем даже те здания, на которые владельцы получили право собственности и которые построили до данных законодательных изменений. Сколько после этого появится самостроев чьи владельцы готовы заплатить любые деньги что бы избежать сноса остается только гадать. Так же неопределенными остаются суммы которые перекочуют в карманы не чистых на руку чиновников и различных специалистов от строительства.

О том, что данная публика не применет воспользоваться новыми возможностями не стоит и надеяться. Так в Москве уже снесли несколько объектов коммерческой недвижимости владельцы, которых имели на них право собственности. Как таковое появилось на ставшим незаконным сейчас объект все стыдливо умалчивают. Так же власти не распространяются о том, что за рубежом за снос зданий с правом собственности по инициативе правительства уплачивается государственная компенсация. Такая возможность в российской правовой судебной системе полностью отсутствует. А ведь именно эта норма напрочь лишает государство экономического смысла "нахлабучивать" собственных граждан сначала принятием несовершенных законов, а затем поимкой законодательными инициативами граждан поскользнувшихся на данном несовершенстве. Разумеется, вышеизложенное не оправдывает любителей самовольного строительства. Однако учитывая юридические казусы к таковым объектам можно отнести огромное количество недвижимости безопасной и совершенной в техническом плане. Причем владельцыи арендаторы таковой могут даже не подозревать об этом до поры до времени.

Итоги

Складывается впечатление, что принятие как минимум отдельных законов направлено в лучшем случае на пополнение бюджета, в худшем на обогащение некой коррумпированной прослойки контролирующих чиновников. При этом для рядовых граждан экономический смысл в выполнении законов найти крайне трудно, так как их выполнение не только требует огромных средств и времени, но и попросту перечеркивает ранее достигнутый результат как в случае со сносимыми объектами недвижимости с правом собственности или, же колодцами на дачных участках в Подмосковье. Поскольку ситуация зашла уже слишком далеко поздно задаваться вопросом: "Кто виноват и что делать?" Остается лишь истерически хохотать при вступлении в силу очередной юридической инициативы.

Кулюк Павел

#Юридический справочник #Загородная недвижимость

Просмотров: 1704 | ID: 1602



Добавить комментарий

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев

опубликовать Введите код: Код



Читайте также

Информация из ЕГРН: кому положено знать, поставлен объект на кадастровый учет или нет

Граждане часто задаются вопросом, может ли человек, не являющийся собственником объекта недвижимости, получить информацию о наличии в ЕГРН сведений о его кадастровом учете, а также о том, поставлен объект на кадастровый учет или нет. Подробный ответ — в нашем материале.

Распространенная ошибка, или почему избыточная реклама вредит успешной продаже недвижимости

Многие собственники, выставляя на реализацию свои квартиры и дома, стараются привлечь как можно больше агентств и по максимуму запустить рекламу, рассчитывая таким образом быстрее и успешнее провести сделку. Рассказываем, почему эта тактика может быть провальной.

Госрегистрация прав: что нужно знать о доверенности

Нередко от имени собственника объекта недвижимости (или стороны сделки) с заявлением о государственной регистрации прав и/или об осуществлении государственного кадастрового учета в Росреестр обращается его представитель по доверенности. Рассказываем, на какие нюансы обратить внимание.

Поделить квартиру после развода: как это сделать

У тех, кто собирается подать на развод и при этом имеет совместно нажитую недвижимость, возникает закономерный вопрос: как распределить доли в квартире, приобретенной, в том числе, за счет средств материнского капитала и оформленной на супруга.

Получаем дубликат правоустанавливающего документа: последовательность действий

Если вы потеряли такой документ, либо он пришел в негодность, его можно заменить. Рассказываем, как это сделать.

Что нужно знать о кадастровой и инвентаризационной стоимости

Что представляют собой кадастровая и инвентаризационная стоимости, как узнать размер кадастровой стоимости объекта недвижимости, что делать, если не согласны с ней и другие важные нюансы — в нашей статье.

Устраняем нарушения земельного законодательства: на что обратить внимание

Разберем ситуацию: при проверке земельного участка государственным инспектором было выявлено нарушение земельного законодательства, выдано предписание об устранении выявленного нарушения. Расскажем подробнее, что это значит.

Право собственности на дом: регистрируем правильно

Вы построили жилой дом, причем неважно когда: вчера, несколько лет назад или полвека назад. Не забудьте о последнем важном шаге — регистрации права собственности на объект недвижимости.

Ипотека погашена. Что дальше?

После досрочного погашения ипотечного кредита многих людей волнует вопрос: какие шаги следует далее предпринять и в какой последовательности, чтобы взять закладную. Рассказываем, что именно нужно делать.

Снять с учета, а потом снести: как правильно разобрать старый гараж

Предположим, у вас в собственности находится земельный участок, на котором расположен гараж. Фактически это строение разрушено и подлежит сносу, но прежде чем начинать какие-либо работы, необходимо снять гараж с государственного кадастрового учета.