Государство на рынке недвижимости приходит внезапно, берет много, а уходя, гасит всех
Земельный беспредел
Более половины земельных участков в России, информация о которых размещена в Государственном кадастре недвижимости не обладают официальными границами. В количественном выражении точно не обозначены 57,8 млн. наделов, что ставит под сомнение сделкис данной землей и возведении в ее границах различной недвижимости. За установление их границ необходимо будет заплатить 7-10 тыс. рублей. Причем если выяснится, что вы пользуетесь соседской землей,вам придется заплатить штраф от 5 до 100 тыс. руб. Больше всего не размежеванных участков на территории Камчатского края, в республиках Ингушетия, Удмуртия, а так же в Кировской, Вологодской, Пензенской, Ульяновской, Костромской и Магаданской областях. Там без точных границ более двух третей наделов. Лучше всего дела с межеванием обстоят в Московской области, Краснодарском крае и Республике Башкортостан. В них очерчено почти 90% всех земель.
Более половины наделов без границ это уже не нарушение - это правило. Так как межевание участковсоблюдалосьреже, чем нарушалось. Такое возможно лишь в том случае если само межевание воспринималось гражданами как нечто бесполезное и не нужное. Да и в самом деле много ли вы слышали судебных разбирательствах по поводу дележки яблоньки на меже где-нибудь на Вологодчине?Гражданам сподручнее договорится по-соседски, чем платить за межевание наделов, а затем в судах оплачивать работу адвокатов по их подтверждению. Другое дело Московская область или Краснодарский край, где стоимость земли велика, что существенно портит нравы людей. Но там, то и обозначено 90% всех наделов. Так как люди добровольно шли на межевание земли, видя в этом экономический смысл.
Вывод напрашивается сам по себе. На подавляющей части России стоимость дачной земли столь низка, что не оправдывает оплату различного рода бюрократических процедур по ее разграничению. Поэтому люди предпочитали по-соседски решать территориальные конфликты, экономя время и деньги. Однако эта народная мудрость с января 2018 года будет ограничена гениальностью государственных мужей. Таковые вновь принятым законом запретили куплю, продажу,аренду и залог земельных участков без установленных границ. Примечательно, что эксплуатировать данные участки по-прежнему можно. А это значит, что устои существования земельного рынка России вновь не заменены. Как и ранее процедура оформления границ земельных участков возложена непосредственно на хозяев и носит добровольный, заявительный характер. Разумеется, некую необходимость в точных границах участка создает земельный налог или же штрафы за самовольный захват территорий. Однако вряд ли что бы данные причины побудят 58 млн. дремлющих землевладельцев ринуться в землеустроительные конторы.
Зачем же тогда новый закон?
А все просто. Разграничение участков, как и любая другая государственная услуга, принесет в бюджет определенную часть средств. Конечно, заставить всех землевладельцев межевать землю вопреки здравому смыслу не получится. Народ если и не взбунтуется, то денег на это точно не найдет. Поэтому "поделится" вынудили тех, которые уж точно деньги на эти цели имеют. Ведь определяются то границы продаваемого участка! А следовательно оплатить работу бюрократа можно с вырученной от продажи земли суммы денег. А если не захотите платить, то и продать участок не сможете. Ловко, не правда ли?Но не будем безоглядно ругать государство. Ведь деньги полученные бюджетом затем пойдут на выплату, например, пенсий, все тем же землевладельцам.
Почему таковые выплачивались ранее без помощи нового побора, остается без ответа. Хотя... Средства из бюджета можно потратить еще, куда - ни будь...
Что нам стоит дом построить, нарисуем, будем жить
Происходящее на рынке земли с точностью копируется строительной индустрией. В России длительное время отсутствовало четкое понятие самостроя. От такой неопределенности строить в России было легко и приятно, что собственно и делали везде и всекому не лень при полном попустительстве, если не тайном содействии властей. Затем незаконно построенная недвижимость легализовалась или же оставалась в положении объекта, эксплуатация которого была не запрещена, но и не разрешена. Ситуация резко стала меняться с 2006 года, когда была отменена законодательная норма позволяющая физическим и юридическим лицам признавать право собственности на постройки на не принадлежащих им землях. В среднем каждый субъект федерации получил от этого 6 и более тысяч незаконно возведенных объектов недвижимости, что с учетом 85 субъектов федерации составило как минимум 510 тыс. нелегальных зданий. Для сравнения в России ежегодный объем сноса самостроев составляетоколо 5 тыс. единиц. Согласитесь, что вновь возникшее количество самостроевникакими "ночами длинных ковшей" не искоренить. А, следовательно, возникает вопрос, зачем было плодить такой огромный объем нелегальной недвижимости, чья легализация запрещена, а ликвидация по техническим причинам заведомо невозможна?
К тому же достигнутый результат был признан неудовлетворительным, и власть вновь росчерком пера многократно увеличила численность самостроев и усилила давление на владельцев таковых. Так с 15 января 2015 года вступили в действие законодательные поправки, упрощающие не только ликвидацию самостроя но и расширяющие возможности властей по определению оных. Речь идет о 222 ст. Гражданского кодекса.
Внесенные в нее изменения запретили выдавать право собственности на самовольно построенный объект. Отсутствие права собственности существенно упрощает признание недвижимости самостроем и упрощает ее снос. Ранее на незаконно возведенную недвижимость можно было получить право собственности, что увеличивало шансы отстоять ее в суде и легализовать. Помимо этого местные власти получили право признать самостроем даже те здания, на которые владельцы получили право собственности и которые построили до данных законодательных изменений. Сколько после этого появится самостроев чьи владельцы готовы заплатить любые деньги что бы избежать сноса остается только гадать. Так же неопределенными остаются суммы которые перекочуют в карманы не чистых на руку чиновников и различных специалистов от строительства.
О том, что данная публика не применет воспользоваться новымивозможностями не стоит и надеяться. Так в Москве уже снесли несколько объектов коммерческой недвижимости владельцы, которых имели на них право собственности. Как таковое появилось на ставшим незаконным сейчас объект все стыдливо умалчивают. Так же власти не распространяются о том, что за рубежом за снос зданий с правом собственности по инициативе правительства уплачивается государственная компенсация. Такая возможность в российской правовой судебной системе полностью отсутствует. А ведь именно эта норманапрочь лишает государство экономического смысла "нахлабучивать" собственных граждан сначала принятием несовершенных законов, а затем поимкой законодательными инициативами граждан поскользнувшихся на данном несовершенстве. Разумеется, вышеизложенное не оправдывает любителей самовольного строительства. Однако учитывая юридические казусы к таковым объектам можно отнести огромное количество недвижимости безопасной и совершенной в техническом плане. Причем владельцыи арендаторы таковой могут даже не подозревать об этом до поры до времени.
Итоги
Складывается впечатление, что принятие как минимум отдельных законов направлено в лучшем случае на пополнение бюджета, в худшем на обогащение некой коррумпированной прослойки контролирующих чиновников. При этом для рядовых граждан экономический смысл в выполнении законов найти крайне трудно, так как их выполнение не только требует огромных средстви времени, но и попросту перечеркивает ранее достигнутый результат как в случае со сносимыми объектами недвижимости с правом собственности или, же колодцами на дачных участках в Подмосковье. Поскольку ситуация зашла уже слишком далеко поздно задаваться вопросом: "Кто виноват и что делать?" Остается лишь истерически хохотать при вступлении в силу очередной юридической инициативы.