Тенденции рынка недвижимости
На вопросы журналистов ответила Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
На рынке апартаментов Петербурга намечается новый тренд – классические сервисные апартаменты перестают пользоваться спросом. Зато растут продажи в рекреационных проектах – расположенных в курортной зоне. Так ли это? Почему это происходит?
Спрос на сервисные апартаменты сокращается, так как на этот вид недвижимости не распространяется льготная ипотека. Высокие налоги и коммунальные платежи в сравнении с жильем больше не компенсируется низкими ценами за квадратный метр – сегодня стоимость апартаментов практически сравнялась с ценой жилой недвижимости класса «комфорт+». Кроме того, в период нестабильной экономической ситуации большинство инвесторов настораживают отсутствие социальной инфраструктуры и неопределенный правовой статус апартаментов – надежность вложений стала главным критериемпри выборе недвижимости.
Что касается рекреационных апартаментов, то при всех перечисленных недостатках с 2020 года этот сегмент испытывалострый дефицит предложения. Даже с учетом вывода на рынок ряда новых объектов в 2021 году отложенный спрос до сих пор себя не исчерпал. К примеру, в Курортном районе сосредоточен всего 1% предложения недвижимости Санкт-Петербурга и Ленобласти. А потенциал этой заповедной зоны с учетом переориентации туристических потоков на курорты внутри страны огромен. Инфраструктура пригородов пока не готова к наплыву туристов для пляжного отдыха на природе, ведь прежде наш город всегда позиционировался как культурная столица.
Доля студий на рынке строящегося жилья достигла 37,2%. Два года назад она была 22,8%. Почему выросла доля студий? С чем это связано?
Звучали даже предложения вывести студии из-под действия льготной ипотеки, чтоб не стимулировать рост строительства такого жилья. Поможет ли это?
Действительно ли студии это проблема?
Увеличение доли студий в проектах – это закономерный ответ рынка на повышение издержек застройщиков и снижение платежеспособного спроса. Для большинства покупателей в период кризисов студии остаются единственным доступным форматом жилья. В случае необходимости такие лоты проще продать или сдать в аренду. На спрос застройщики традиционно отвечают предложением: повышают доступность лотов, сокращая квадратные метры. Эта вынужденная мера противоречит желаниям покупателей, но на сегодня эти желания уже не совпадают с финансовыми возможностями.
Студии – это не проблема, а следствие сокращения реальных располагаемых доходов населения, стагнации экономического роста и других негативных явлений в экономике. Поэтому не нужно тратить силы на борьбу со студиями, лучше использовать ресурсы для повышения качества жизни потребителей. При расширении финансовых возможностей большинство покупателей выберут просторные квартиры. На текущий момент вывод студий из-под действия льготной ипотеки вызовет только очередной виток сокращения спроса на жилую недвижимость.
В «Балтийской жемчужине» нет студий. Но мы поддерживаем концепцию высокого качества жизни на добровольной основе, когда комфортная недвижимость с видом на море становится признаком успеха и свободного выбора.