Росреестр разъясняет: как вернуть госпошлину за регистрацию недвижимости

25.05.2023
746 +1
№ 10453
Кто хотя бы однажды участвовал в сделке по покупке недвижимости (квартира, земельный участок) знает, что надо заплатить государственную пошлину за регистрацию сделки и оформление права собственности. В платежном документе должен фигурировать будущий собственник, как лицо, в пользу которого произведен платеж. Он может заплатить сам, либо за него может заплатить другое лицо, при этом в назначении платежа указывается ФИО будущего собственника, а в платежных квитанциях отдельных банков еще и номер документа, подтверждающего его личность (номер паспорта, номер СНИЛС, ИНН).

Если платеж оформлен правильно и сделка состоялась, статью можно дальше не читать. Ниже информация для тех, у кого сделка не была оформлена и стоит задача вернуть потраченные на госпошлину деньги, которые уже попали в федеральный бюджет.

В Налоговом кодексе Российской Федерации есть целая статья, посвящённая процедуре возврата - статья 333.40. «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины» и любой желающий может с ней ознакомиться. Основные требования этой статьи и других правовых актов, посвященных процедуре возврата денег, перечисленных в федеральный бюджет, сводятся к следующему:

  • заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы;
  • заявителем по возврату денежных средств, уплаченных за услуги по государственной регистрации недвижимости может быть только лицо – получатель услуги, в пользу которого был произведен платеж;
  • заявитель должен предоставить реквизиты своего банковского счета, на который будут возвращены денежные средства;
  • заявление о возврате может быть подано от имени заявителя третьим лицом по доверенности, при этом в заявлении указываются данные заявителя, а не лица, подающего заявление от его имени.
  • в случае, когда вы заплатили государственную пошлину за своего несовершеннолетнего ребенка, заявителем по возврату выступает родитель - плательщик, который предоставляет для возврата реквизиты своего банковского счета. К заявлению прилагается копия свидетельства о рождении ребенка и копия паспорта родителя (разворот 1-2 страниц).
  • Для подачи заявления на возврат можно обратиться в МФЦ, где сотрудники окажут вам квалифицированную помощь, а по сути сами оформят заявление. От вас потребуют только документ, удостоверяющий личность; копию платежного документа; бланк с вашими банковскими реквизитами.

    Если вы решили действовать самостоятельно, то на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/) найдите бланк заявления на возврат, заполните его, приложите копию платежного документа (обязательно), бланк с банковскими реквизитами (желательно). В том случае, когда ФИО в платежной квитанции указано с ошибкой или не полностью, следует приложить копию документа, указанного в этой квитанции: паспорта (разворот 1-2 страниц), СНИЛС, свидетельства о выдаче ИНН. Далее собранный пакет документов можно отправить по почте в Управление Росреестра по Калининградской области по адресу: 236040, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27; доставить нарочно по указанному адресу (либо в один из территориальных отделов Управления в Балтийске, Светлогорске, Гвардейске, Советске, Черняховске, Гусеве). Можно ли отправить документы на возврат по электронной почте? Можно, но заявление о возврате должно быть подписано электронной цифровой подписью. Для тех, кто ею обладает сообщаем адрес: 39_upr@rosreestr.ru.

    И, наконец, срок возврата. Он составляет 30 календарных дней от даты подачи заявления в МФЦ (даты регистрации почтового отправления в Росреестре). Если вы имеете право на возврат уплаченной государственной пошлины и правильно указали свои банковские реквизиты, то Федеральное казначейство перечислит причитающиеся вам средства на ваш счет.