Многоквартирные дома на землях ИЖС в Сочи
В очередной раз, как это всегда бывает, особенно накануне и сразу после значимых для страны событий, государственные мужи пожинают плоды своей законотворческой деятельности, внося очередные изменения и уточняющие поправки в то, что так хорошо должно былоработать, но привело к результатам, которых, конечно же, никто и предположить не мог.
Маленький застройщик никогда не был катализатором увеличения количества «обманутых», он просто никогда не строил по долевому закону. Маленький застройщик предлагал рассмотреть интересантам некие условия: «если у меня получится построить вот здесь, на этой земле,вот такой дом, то я продам тебе построенное в нем вот по такой низкой цене, если нет, то…», а дальше желающих купить за копейку канарейку, чтобы пела, да ещё и не ела… очередь, выстраиваемая специально обученными в агентствах недвижимости людьми.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на труд, имеет право на труд и маленький застройщик, а трудиться он обязан действуя, не нарушая сотворённых аморфных законов. Возможный плод такого труда – многоквартирный дом на земельном участке, предназначенном для ИЖС, т.е. застройщик приобретает земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, но вместо этого возводит на нем многоквартирный жилой дом и затем реализует его как доли в праве общей собственности на дом и находящиеся в немпомещения.
Перед разборкой полётов сразу говорю, что возведение многоквартирных домов в зоне индивидуальной жилой застройки, противозаконно, но, как оказывается, не незаконно.
Итак, начинаем ковыряться в законодательстве. В ч.2 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации раскрывается понятие «жилой дом», под которым понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи. Вместе с тем, практикующими юристами представляется, что указанные критерии — этажность и предназначение для одной семьи — не в полной мере соответствуют принципу определенности правовой нормы. Нормативное ограничение этажности в отношении объектов индивидуального жилищного строительства логически обоснованно для этих целей ст. 48 и 49 ГРК РФ, поскольку если владелец принял решение о строительстве объекта ИЖС больше трех этажей, то это не означает, что данный объект перестал быть таковым — предназначенным для проживания этого владельца и его семьи. Это лишь означает, что в таком случае (в связи с усложнением технических параметров) необходима подготовка проектной документации и,ее экспертиза. Аналогичный вывод, например, содержится в письме Роснедвижимости от 12.10.2007 №СП/0617 «Об объекте индивидуального жилищного строительства» и в письме Минрегиона России от 29.12.2007 №24322-СК/08 «О рассмотрении обращения…». Критерий о целевом назначении объекта ИЖС также не учитывает то, что согласно, например, жилищному законодательству собственник дома может разрешить проживание в своем доме другим лицам, не являющимся членами его семьи. Однако в этом случае такой объект также не перестает быть объектом ИЖС.
Таким образом, неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях «индивидуальные жилые дома», «объекты индивидуального жилищного строительства», «жилые дома блокированной застройки», «многоквартирные дома» требуют внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части введения четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования. Более того, определение назначения помещения через семейные отношения, в частности путем установления количества проживающих в нем семей (одной или нескольких), также нельзя назвать удачным в силу изменчивости данного признака.
Именно ввиду неоднозначности определения понятий,возникла проблема строительства многоквартирных домов на землях под ИЖС, которая усугубилась принятием Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Принятие данного Закона было обусловлено тем, что значительная часть недвижимости, используемая гражданами для удовлетворения жилищных нужд, не могла пройти процедуру государственной регистрации по причине отсутствия необходимых документов либо несоответствия их требованиям действующего законодательства по форме либо содержанию. Таким образом, введение и последующее продление срока упрошенного порядка оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства позволило гражданам оформлять в существующем упрощенном порядке свои права на принадлежащие им фактически объекты индивидуального жилищного строительства, которые фактически таковыми могли и не являться. Это в свою очередь служит целям дальнейшего стимулирования вовлечения в гражданский оборот объектов ИЖС, прозрачности обращения соответствующих объектов на рынке и положительно сказывается на динамике развития частного жилого сектора.
Вместе с тем, проблема правоприменительной практики заключается в том, что в отсутствие должного контроля многоквартирные дома регистрируются в качестве объектов ИЖС. При этом, несмотря на то, что положениями Федерального закона «О дачной амнистии» не предусматривалось освобождение от получения разрешения на строительство (отсутствовала необходимость предоставлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), оно не фигурировало в качестве документа, необходимого для государственной регистрации прав. Об этом факте неоднократно указывалось в письмах действовавшего в Госдуме РФ 6-го созыва Комитете по земельным отношениям и строительству, в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.11.2016 №10-4391-КЛ «Для учета в работе», также в письме Минэкономразвития России от 09.092016 №ОГ-Д23-10551 «О рассмотрении обращения…», а затем нашло свое отражение и в Федеральном законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.7 ст.70 Федерального закона № 218 до первого марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект ИЖС, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов ИЖС и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. Получается, что то, что до сего дняпостроено без проведения инженерно-геологических изысканий на возведение многоквартирного жилого дома, без разработки необходимых технических условий на его подключение к сетям водоснабжения, водоотведения и электрическим сетям, без проведения соответствующей государственной экспертизы строительного проекта, без получения разрешения на строительство, не обращая внимание на ущемление прав и законных интересов граждан, проживающих рядом с объектом строительства в домах, которых в результатесамовольных действий застройщика значительно снижается уровень инсоляции, можно узаконить фактически в декларативном порядке? Нет! Положения Федерального закона № 218 закрепили необходимость получения разрешения на строительство, и это вполне обосновано, учитывая, что нормы законодательства о градостроительной деятельности содержат четкий перечень случаев, при которых разрешение на строительство не требуется, и в этот перечень объекты ИЖС не входят. Вместе с тем, такой подход фактически отменил «дачную амнистию» в отношении объектов ИЖС. При этом, как представляется, такое законодательное решение не устранило полностью проблему строительства многоквартирных домов на «шести сотках», ведь существуют земельные участки с назначением «садоводство». Кроме этого, процедура получения разрешения на строительство в случае с объектами ИЖС лишь подтверждает, что застройщик обратился в уполномоченный орган, предоставив необходимый минимум документов (в соответствии с ч. 9 ст. 51 ГРК РФ вместо проектной документации допускается предоставление схемы планировочной организации земельного участка). Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта выданному разрешению на строительство и проектной документации (при наличии) является разрешение на ввод в эксплуатацию. Однако, как уже было указано выше, в рамках «дачной амнистии» (ФЗ-93) указанный документ не требуется. Это не позволяет в полной мере подтвердить, что построенный объект действительно является объектом ИЖС. Частично данную проблему данную проблему попытались решить письмом Минэкономразвития России от 13.03.2017 №Д23и-1464 «Относительно необходимости выполнения измерений для определения площади объекта индивидуального жилищного строительства». Указанным письмом министерство разъясняет о необходимости проведения кадастровым инженером измерений в соответствии с ч. 42 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ.
Фактическая подмена механизма подтверждения соответствия построенного объекта выданному разрешению на строительство, предусмотренного ГРК РФ (получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), осуществлением проверки в рамках проведения кадастрового учета и государственной регистрации,привносит дополнительные ненужные риски, создает противоречивую практику применения указанных норм, сложности и для уполномоченных органов, и, конечно же,для приобретателей построенного. Казалось бы, закончилась «амнистия», которая, по сути, в настоящий момент уже не является эффективным способом упрощенной государственной регистрации прав на объекты ИЖСи спасибо, а нет, председатель профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников предполагает продление «дачной амнистии» в отношении объектов ИЖС до 1 марта 2020 года.
Что же делать, особенно тем, кто не алчет, а реально взвешивает, что можно надежно купить пусть и за небольшие, но деньги!
- Не залезать ни в какие стройки, если это не строительство реально индивидуального жилого дома, а не «квартирника».
- Не слушать песни специально обученных людей об инвестиционной привлекательности стройки. Они просто не понимают разницу между инвестиционной выгодой и удачной сделкой, при этом предметом удачной сделки они считают «воздух». Договор купли-продажи считается законным только в случае реально существующего предмета купли-продажи, а «воздух», слава Богу, пока ещё бесплатный.
- Поэтому рассматривать варианты только с зарегистрированными в Юстиции документами.
- Обязательно интересоваться вопросами подключения к сетям городских служб: свет, вода, газ, вывоз мусора.
- Стучаться в двери к будущим соседям и спрашивать: «а как Вам здесь живется?».
И помнить, что гармония достигается тогда, когда Ваши желания совпадают с Вашими возможностями.